20,9K подписчиков

Старожилы немецкого автопрома: OPEL – 160 лет!

343 прочитали

В среде автолюбителей популярна такая поговорка: «Когда VW стареет, он становится Опелем». Можно сказать, что отчасти это и правда. Возникает вопрос: «А кем же тогда становится Опель, когда стареет?». Если ответить на него прямо, то можно с уверенностью сказать, что постаревший Opel остается… самим собой!

Наверняка найдутся и те, кто возразит этому утверждению, но факт остается фактом: Opel носит звание старейшего немецкого автогиганта. 21 января 2022 г. старожилы немецкого автопрома отметили свое 160-летие.

В среде автолюбителей популярна такая поговорка: «Когда VW стареет, он становится Опелем». Можно сказать, что отчасти это и правда. Возникает вопрос: «А кем же тогда становится Опель, когда стареет?».

Спешим одновременно оговориться: старейший немецкий авто-бренд празднует в этом году сразу 3 юбилея: самой компании, своего основателя Адама Опеля и первого немецкого велосипеда.

Начало: от швейных машинок к велосипеду

Удивительно, но отец-основатель автогиганта изначально занимался ни много ни мало… производством швейных машин. Первые немецкие автомодели появятся лишь в 80-х годах XIX столетия, когда на авансцену выйдут Готлиб Даймлер и Карл Бенц со своим Mercedes. Столицей немецкого автопрома считается Штутгарт (о самом городе читайте статью по ссылке). Также это столица федеральной земли Баден-Вюртемберг. Но неофициально столицей немецкого автопрома считается гессенский городок Рюссельсхайм (Rüsselsheim). Именно здесь на свет появился знаменитый Opel.

Швейная машинка "Опель"
Швейная машинка "Опель"

Адам Опель был сыном фермера, Тонгеза Опеля. Кстати, интересно, что в лесах на юге Германии в районе Рейна есть холмистая местность, называемая Obbel или Oppel. В свое время там селились солдаты-участники Тирдцатилетней войны, к которым и прикрепилось это прозвище.

В среде автолюбителей популярна такая поговорка: «Когда VW стареет, он становится Опелем». Можно сказать, что отчасти это и правда. Возникает вопрос: «А кем же тогда становится Опель, когда стареет?».-3

Хотите прокачать свой немецкий и выучить много новых слов, разобраться, наконец, с грамматикой, начать читать книги в оригинале? Жмите ссылку -->> День бесплатных уроков, чтобы записаться на пробный урок-знакомство в школу немецкого языка Deutsch Online и прокачать свой немецкий! Уроки проходят в прямом эфире с преподавателем, уровни с нуля до В2.

Еще в детстве у будущего изобретателя проявилась тяга к механике, и его отец решил, что копаться в грязи на огороде и ферме для сына ни к чему, отправив того учиться на кузнеца. Пять лет будущий конструктор потратил на обучение. Позднее, в ходе одного из вояжей по Европе, он заглянул на Парижскую выставку, где увидел швейную машинку. Вернувшись домой, он сконструировал ее аналог и запустил их в массовое производство. Знаковое событие произошло как раз 21 января 1862 г.

Швейные машинки пользовались хорошим спросом. Спустя 5 лет после своего изобретения Адам Опель женился на Софи-Марии Шеллер, родившей ему пять сыновей: Карла, Вильгельма, Генриха, Фридриха и Людвига. Никто из них не стал нарушать семейную бизнес-традицию отца, продолжив его дело. Но время шло, и оно требовало новых изобретений. В тогдашней Российской империи, в г. Нижний Тагил уже более 150 лет существовал велосипед, изобретенный Артамоновым.

Adam Opel Denkmal. Rüsselsheim, Hessen
Adam Opel Denkmal. Rüsselsheim, Hessen

Братья Опели поняли, что пришлось дать свой ответ Heartland-у. Наконец, в 1887 г. они изобрели первый немецкий велосипед. Таким образом, немецкий велосипед также отмечает свой юбилей – 135-летие: ровно столько же, сколько футбольный клуб «Гамбург» (HSV)!

Про город Гамбург – столицу всех немецких портов, который является также самостоятельной федеральной землей, у нас также есть статья (по ссылке).

Братья Опель на велосипеде
Братья Опель на велосипеде

Рубеж XIX-XX столетий: от велосипедов к автомобилям

Изобретение первого немецкого велосипеда дало новый толчок в развитии компании. Но Адам Опель не дожил до появления первого автомобиля, скончавшись в сентябре 1895 г. Тем не менее, спустя всего 12 лет после появления велосипеда, в 1899 г., братья Опель выпустили первый автомобиль компании – Lutzmann.

Так Опель стал вторым после Mercedes производителем автомобилей и уже более 120 лет занимается выпуском этого популярного средства передвижения. В XX в. в Германии появятся Audi, народный VW и ГДР-овский Трабант. Два последних станут народными автомобилями Западной и Восточной Германии соответственно. Через 7 лет (1906) Опель спустил с конвейера 1000-й автомобиль.

В среде автолюбителей популярна такая поговорка: «Когда VW стареет, он становится Опелем». Можно сказать, что отчасти это и правда. Возникает вопрос: «А кем же тогда становится Опель, когда стареет?».-6

Аншлюс к General Motors (GM) и период нацистской диктатуры

Новый виток в своем развитии Опель получил в 1929 г., когда разразилась Великая депрессия. На компанию обратил свое внимание американский автоконцерн General Motors, базировавшийся в Детройте. В марте того же года Опель и GM заключили партнерское соглашение, которое продлится 88 лет. К тому времени Опель уже значительно опережал концерн Даймлер-Бенц по числу выпускаемых автомобилей, а его рыночная доля составляла почти 40% и более 40.000 выпущенных единиц.

Opel Olympia
Opel Olympia

С приходом к власти нацистов Опель получает заказ на выпуск специального авто, приуроченного к проведению Олимпийских игр - 1936, хозяином которых был выбран Берлин. Новая модель получила название Олимпия. А уже после завершения игр производство было переведено на военные рельсы. Тогда же появился знаменитый военный грузовик Opel Blitz, на логотипе которого отличительным знаком стала молния Цеппелина. Она красуется на эмблеме компании и в наши дни.

Впоследствии сам Гитлер говорил, что молния Опеля станет знаком, показывающим превосходство немецкой инженерной мысли во всем мире над другими производителями. А через 4 года после Олимпиады опелевский конвейер перешагнул отметку в 1.000.000 единиц.

В среде автолюбителей популярна такая поговорка: «Когда VW стареет, он становится Опелем». Можно сказать, что отчасти это и правда. Возникает вопрос: «А кем же тогда становится Опель, когда стареет?».-8

Вторая мировая война и послевоенное развитие Opel

Во время Второй мировой войны производство Опеля пошло немного на спад. За год до окончания войны авиация «союзников» нанесла бомбовые удары по производственным мощностям Опеля в Рюссельсхайме. Лишь в 1945 г. после акта нацистской капитуляции GM возобновил сотрудничество с Opel, а еще через 5 лет после окончания войны гессенские заводы Опеля были реконструированы и переориентированы исключительно на мирное производство автомобилей. А в 1956 г. был преодолен двухмиллионный рубеж единиц автотехники.

Opel, потихоньку, но все же приходил в себя. В 1962 г. открылся второй завод в рурском городе Бохум, но в настоящее время он закрыт, причем давно (роизводственные мощи Опеля в Бохуме были остановлены в 2002 г., прослужив 40 лет). К началу 70-х число опелевских автоединиц достигло отметки в 10.000.000.

Opel Diplomat
Opel Diplomat

В этот же период появляются такие модели как Diplomat, Senator и Monza. Названия первых и вторых говорят сами за себя: они идеально подходили для политической элиты как самой Западной Германии, так и для глав других держав.

Окно в Испанию: 80-90-е

В 80-х Опель строит завод в Испании по производству модели Corsa, который сегодня считается одним из самых компактных автомобилей этого бренда. Но Опель не был бы Опелем, если бы не порадовал публику не одними седанами и хэтчбэками, а самыми настоящими внедорожниками! Таковых у Опеля за всю историю набралось только два. Названия у них испанские, причем одно из них ведет отсылку к одному из городов в Мексике: Frontera и Monterrey.

В среде автолюбителей популярна такая поговорка: «Когда VW стареет, он становится Опелем». Можно сказать, что отчасти это и правда. Возникает вопрос: «А кем же тогда становится Опель, когда стареет?».-10

«Поэтому я выбираю немца»: современная жизнь Opel

Даже в наши дни Opel зарекомендовал себя как производитель автомобилей с типами кузова седан, хэтчбэк и кроссовер. Старейший немецкий автобренд внес свою лепту и в грузопассажирские перевозки, выпустив автобусы моделей Vivaro и Movano. А в 2017 г. Опель расторг свой союз с General Motors из-за банкротства города Детройта, примкнув к концерну Vauxhall, объединившему также французские марки Peugeot и Citroen.

В последнее время на Opel сыплется немало критики, поскольку многие модели часто выходят из строя из-за своей недолговечности, но сбрасывать марку со счетов все же не стоит.

Opel Arena. Mainz, Rheinland-Pfalz
Opel Arena. Mainz, Rheinland-Pfalz

Наряду с VW, который отметит свой юбилей в конце мая (народной марке исполнится 85 лет) Опель – второй по популярности автомобиль после «Фольксвагена», который можно встретить у большинства бюргеров, а его цена доступна большинству представителей среднего класса.

Достаточно сказать, что Опель был в свое время спонсором мюнхенской «Баварии», а сегодня имя этой марки носит арена футбольного клуба «Майнц». Также лицом Опеля является сама Клаудия Шиффер.

В среде автолюбителей популярна такая поговорка: «Когда VW стареет, он становится Опелем». Можно сказать, что отчасти это и правда. Возникает вопрос: «А кем же тогда становится Опель, когда стареет?».-12

Кто бы мог подумать, что этот бренд будет по-прежнему держаться на авторынке даже в наши дни. Вопреки всему он жив несмотря не на что, и до сих пор популярен у автолюбителей. Поздравляем марку с Юбилеем и желаем новых качественных и сильных моделей!

Frohe 160 Jahre und guten Weg zur neuen Zukunft!

А как вы относитесь в немецкому автопрому? Делитесь в комментариях!

#немецкий автопром #немецкие автомобили #сделано в германии #немецкие авто #немецкий язык