Найти тему
Живопись

Иллюзии света Архипа Куинджи

Живопись Архипа Ивановича Куинджи — романтизм, выглядящий реализмом. Эмоции и мысли, представленные посредством тонов и очертаний. Его картины — в первую очередь философские высказывания художника, выраженные в виде природных ландшафтов, и лишь затем — вместилища впечатлений от встреч мастера с прекрасными пейзажами.

Сохраняя формальное сходство с реально существующими морями и степями, горами и долами, полотна Куинджи полнятся приёмами, обращающими природные феномены в живописные образы и символы. В участников театрального действа, где каждый «актёр» безупречно отыгрывает свою роль, вносит вклад в спектакль красоты и гармонии. И пусть для нас не составляет труда «уличить» их в излишнем пафосе, в «игре на публику» отступлении от реалистичной концепции изображения. Зато все вместе они идеально уравновешивают друг-друга, становясь чем-то большим, чем сумма геометрических и колористических опусов. Становясь удивительно сильным авторским посланием.

Куинджи А. И., «Эльбрус. Снежные вершины», между 1890-1895, холст, масло, 40,5 х 55 см, Курская ГКГ имени А. А. Дейнеки
Куинджи А. И., «Эльбрус. Снежные вершины», между 1890-1895, холст, масло, 40,5 х 55 см, Курская ГКГ имени А. А. Дейнеки

Взгляните, дорогой читатель, как неоднороден и многообразен облик титана — Эльбруса. Как «форсирована» градация оттенков его скал, всё отчётливее тёмнеющих по мере спуска к подножию. И как плавно, изящно и естественно выглядят золотистые переливы речных вод, волей художника оказавшихся на фоне нарочито контрастирующих ( особенно по мере удаления от центра композиции) тонов горных склонов. В итоге подобного соседства горы ощутимо «раздались вширь», будто могучий каменный титан взаправду решил расправить свои плечи. Зато вершины буквально «дрейфуют» на фоне чистого неба, симметричным серебристым сиянием перекликаясь с более ярким, но и куда более тяжеловесным золотым свечением речного русла. Художнику хотелось представить вершины Эльбруса как нечто совершенно удивительное, неземное, сочетающее зримую монументальность и метафизическую недосягаемость. И у него более чем получилось!

Вообще говоря, иллюзии света (почти) всегда удавались Куинджи на славу. Добавляя в свои творения выраженные температурные контрасты, подчёркивая осязаемость текстур и скрадывая границы объектов, мастер добивался поразительного живописного феномена: непротиворечивого соседства элементов действительности и вымысла. Совмещения «твёрдо стоящего на ногах» реального факта и высокой романтической идеи в рамках одних и тех же объектов и явлений. Его полотна стали новым шагом в развитии отечественной живописной мысли, обретя множество последователей и подражателей. В эти дни исполнилось 180 лет со дня рождения мастера. Прекрасный повод полюбоваться картинами Куинджи, а заодно и поразмышлять о творчестве классика и его влиянии на современное изобразительное искусство.

Куинджи А.И., «После дождя». 1879, холст, масло. 102 × 159 см
Государственная Третьяковская галерея
Куинджи А.И., «После дождя». 1879, холст, масло. 102 × 159 см Государственная Третьяковская галерея
Куинджи А. И., «Эльбрус», между 1890-1895, картон, масло, 25х30,5 см, Пермская ГКГ
Куинджи А. И., «Эльбрус», между 1890-1895, картон, масло, 25х30,5 см, Пермская ГКГ
Куинджи А. И., «Ночь», между 1890-1895, холст, масло, 32,5 х 49,5 см, Курская ГКГ имени А. А. Дейнеки
Куинджи А. И., «Ночь», между 1890-1895, холст, масло, 32,5 х 49,5 см, Курская ГКГ имени А. А. Дейнеки
Куинджи А. И., «Закат на море», 1900-е, холст, масло, 18,2 х 27,5 см, Курская ГКГ имени А. А. Дейнеки
Куинджи А. И., «Закат на море», 1900-е, холст, масло, 18,2 х 27,5 см, Курская ГКГ имени А. А. Дейнеки
Куинджи А. И., «Ночь», после 1880, дерево, масло, 23 х 30,9 см, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Куинджи А. И., «Ночь», после 1880, дерево, масло, 23 х 30,9 см, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Куинджи А. И., «Море», XIX в, картон, масло, 11 х 16,5 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Куинджи А. И., «Море», XIX в, картон, масло, 11 х 16,5 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Куинджи А. И., «Лунная ночь на Днепре», 1880, холст, масло, 105 x 146 см, Государственный Русский музей
Куинджи А. И., «Лунная ночь на Днепре», 1880, холст, масло, 105 x 146 см, Государственный Русский музей
Крамской И.Н., «Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи», 1872, холст, масло, 36,2 х 29 см, Государственная Третьяковская галерея
Крамской И.Н., «Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи», 1872, холст, масло, 36,2 х 29 см, Государственная Третьяковская галерея

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!