Живопись Архипа Ивановича Куинджи — романтизм, выглядящий реализмом. Эмоции и мысли, представленные посредством тонов и очертаний. Его картины — в первую очередь философские высказывания художника, выраженные в виде природных ландшафтов, и лишь затем — вместилища впечатлений от встреч мастера с прекрасными пейзажами.
Сохраняя формальное сходство с реально существующими морями и степями, горами и долами, полотна Куинджи полнятся приёмами, обращающими природные феномены в живописные образы и символы. В участников театрального действа, где каждый «актёр» безупречно отыгрывает свою роль, вносит вклад в спектакль красоты и гармонии. И пусть для нас не составляет труда «уличить» их в излишнем пафосе, в «игре на публику» отступлении от реалистичной концепции изображения. Зато все вместе они идеально уравновешивают друг-друга, становясь чем-то большим, чем сумма геометрических и колористических опусов. Становясь удивительно сильным авторским посланием.
Взгляните, дорогой читатель, как неоднороден и многообразен облик титана — Эльбруса. Как «форсирована» градация оттенков его скал, всё отчётливее тёмнеющих по мере спуска к подножию. И как плавно, изящно и естественно выглядят золотистые переливы речных вод, волей художника оказавшихся на фоне нарочито контрастирующих ( особенно по мере удаления от центра композиции) тонов горных склонов. В итоге подобного соседства горы ощутимо «раздались вширь», будто могучий каменный титан взаправду решил расправить свои плечи. Зато вершины буквально «дрейфуют» на фоне чистого неба, симметричным серебристым сиянием перекликаясь с более ярким, но и куда более тяжеловесным золотым свечением речного русла. Художнику хотелось представить вершины Эльбруса как нечто совершенно удивительное, неземное, сочетающее зримую монументальность и метафизическую недосягаемость. И у него более чем получилось!
Вообще говоря, иллюзии света (почти) всегда удавались Куинджи на славу. Добавляя в свои творения выраженные температурные контрасты, подчёркивая осязаемость текстур и скрадывая границы объектов, мастер добивался поразительного живописного феномена: непротиворечивого соседства элементов действительности и вымысла. Совмещения «твёрдо стоящего на ногах» реального факта и высокой романтической идеи в рамках одних и тех же объектов и явлений. Его полотна стали новым шагом в развитии отечественной живописной мысли, обретя множество последователей и подражателей. В эти дни исполнилось 180 лет со дня рождения мастера. Прекрасный повод полюбоваться картинами Куинджи, а заодно и поразмышлять о творчестве классика и его влиянии на современное изобразительное искусство.