Начало обзора киноленты смотрите в предыдущих текстах: 1, 2, 3.
Падает самолёт. Рушится эксперимент. Погибает Ричард. И снова знакомый мотив – с яркими трагическими нотами. «Ничто не сходит с рук» - какое отношение эта фраза может иметь к Ричарду?
В книге Ричард за секунду до гибели думает о грозовом облаке, а здесь ему не даёт подняться и двинуться к аварийному люку психологическая травма: «Почему все меня бросили, предали?» Звучит минорными нотами мелодия любовного треугольника Ричарда, Жени и Тулина, в котором, как это ни прискорбно, самое серьёзное поражение терпит Ричард. Потерявший веру в людей, в любовь, преданный близкими, он уходит из поединка. Он не борец, не герой, ему оказались не по силам бури в личной жизни.
(Клип Елены Богдановой)
Возможно, гибель Ричарда, романтичного, глубокого, играющего на гитаре и рисующего пейзажи аспиранта, умеющего чисто любить и верно дружить, а главное – верить в людей, по авторскому замыслу, должна стать в глазах читателя и зрителя осязаемой потерей, неоправданной жертвой, которая заставит думать над её причинами. Которая не позволит, просмотрев фильм, забыть поставленные автором вопросы, заставит рассуждать над ними, делать выводы, принудит к постоянному поиску смысла существования на земле. Он мог бы стать хорошим учёным: честным, въедливым, скрупулёзным, преданным делу, если бы не… Я тоже мог бы, если бы…
В то время когда в небе падает самолёт, на земле продолжаются предательство и злодейство. Под слова про «хитрые шаги, чреватые успехом», Женя и Тулин отдыхают на пляже. Их отношения развиваются. Девушка хоть и признаётся, что любит Ричарда, но следует за Тулиным. Полное прозрение к ней приходит во время похорон. Не в силах носить в себе тяжесть угрызений совести, чувствуя себя виноватой в гибели Ричарда, она приходит на заседание лётной комиссии, чтобы признаться в этом (в то время как Тулин скрывает, что во время катастрофы соблазнял подругу Ричарда). А потом предаёт своё первое чувство полностью и до конца, отдавшись Тулину. И терпит полное поражение, видя потом его презрительное равнодушие. Он победил в любовном поединке, но результат не радостен. Его амбиции повержены, бесчеловечность натуры разгадана, низменные порывы раскрыты.
На заседании лётной комиссии отчётливо вскрываются лики и личины всех причастных к деятельности группы Тулина и к роковому полёту. «Поражение вскрыло ошибки. А была бы победа, всё бы скрыло её сияние», - говорит Крылов. Он не пытается оправдаться, а ищет изъяны и промахи прежде всего в себе. Тулин же скрывает от комиссии истинные причины своего отсутствия в самолёте, пытается оставить виноватым друга. После чего Южин и Лагунов выступают против Крылова и закрывают тему его работы. Тулину же находят место в области спутниковых исследований.
Философию отношений бывших друзей хорошо раскрыл старый синоптик Лазарь:
Но Крылов продолжает работу над закрытой темой. Ему не нужны ни признание, ни слава. А научный результат когда-нибудь будет: завтра или через пять лет, а может для этого жизни не хватит. И член-корреспондент АН СССР Голицын (Павел Кадочников), в прошлом соратник Данкевича, увидев в учёном черты своего безвременно ушедшего коллеги и единомышленника, решает восстановить эксперимент.
В своей новой группе Крылов пока один. Но ему памятны слова Данкевича: «Надо делать то, что необходимо одному тебе. И тогда не страшны ошибки, неудачи». И Сергей их не боится.
Узнав об аварии, Сергея разыскивает Наташа. Но лишь для того чтобы узнать, всё ли с ним в порядке, и жить дальше без него. Нельзя дважды ступить в одну реку. И Наташа, сохранившая любовь в своём далёком одиночестве, не возвращается больше в жизнь однажды бросившего её мужчины. Есть надежда, что и эту свою ошибку Крылов осмыслил.
«Ты ждала меня ещё преданней и беззаветней, чем я Наташу», - говорит он нашедшей его Аде, осознавая, наконец, ценность её в своей жизни. И кладёт на стол изображением вниз фото некогда любимой девушки. Ведь любовь – это тоже наука. И в освоении её учёный тоже эволюционирует. Да и Ада вернулась к нему другой – многое переосмыслившей и понявшей в их прежних отношениях.
Название фильма - это прежде всего человеческое поражение тех, кто идёт против нравственных канонов в отношениях с людьми, с природой, с самими собой, кто не развивается и не совершенствуется. Вот почему главной фигурой второй экранизации стал Крылов, невыразительный на фоне Тулина, но носящий в себе большой нравственный потенциал. Он потерпел поражение в экспериментальном полёте, потому что играл не свою роль: он занял место Тулина и воплощал его амбициозную идею. Но в отличие от него понял и принял своё поражение. Его правда в другом: надо спокойно и наблюдательно изучать и понимать природу явления. Для него это важнее открытий, побед, прорывов, наград и признаний… Как когда-то для Данкевича.
Данкевич ушёл со сцены ещё в первой серии. Но слова его, мысли, заветы продолжают звучать. Именно так и надо жить: глубоко, осмысленно, взвешивая и осознавая каждый шаг, не вызывая сокрушительных гроз, не собирая над собой тучи разгневанной природы. Не для одного дня, а для вечности.
Конец фильма. На фоне чёрного с проблесками синевы неба идут титры. Звучит музыкальная тема Крылова. Он с вдохновенным лицом поднимается навстречу зрителю. В его жизни всё только начинается. Небо, очищаясь от мрака, становится чисто голубым.
Спасибо за внимание к теме, уважаемые читатели!
Заказать текст по вашим интересам можно здесь: https://sponsr.ru/mir_sov_kino22/