Существует много загадочных слов, которыми гитаристы описывают тембр своего инструмента.
Они порой многозначны, но опытный исполнитель интуитивно понимает между ними разницу. Здесь мы постараемся описать наиболее популярные гитарные эпитеты.
BLOOM (Цветущий)
Bloom - эффект, характерный для некоторых гитар с хамбакерами. Он наблюдается, когда при высоком гейне, тембр повисшей ноты или аккорда постепенно обогащается и становится более сочным.
Ярким примером является работа Питера Грина в группе Джона Мэйалла, и Карлоса Сантаны в 70-х.
Иногда это же слово используется для описания смягченной атаки лампового усилителя, возникающей при просадке напряжения в оконечнике.
BOOMY (Гулкий)
Boomy часто используется для описания неприятного нарастания низких частот, вызванного резонансами динамиков и/или кабинета, старыми струнами, неправильным расположением микрофона или экстремальными настройками эквалайзера.
Как правило речь идет о частотном диапазоне 100-200 Гц.
BRUTAL (Брутальный)
Конечно, этим словом нередко описывают свои субъективные ощущения от прослушивания экстремальной музыки, но здесь мы все-таки говорим о тембре.
Примером «брутального» тембра можно считать гитару с вырезанными средними частотами (т.н. California Smile), например у групп Exodus и Metallica.
Или артикулированное звучание 8-струнной гитары Марка Холкомба из Periphery. Или игру в пониженном строе Уэса Борланда из Limp Bizkit.
CHIME (Перезвон)
Не путать со словом Sparkle. Chime - это, как правило, подчеркнутая верхняя середина в тембре. Это классическое описание звука усилителя Vox AC30 в сочетании с «низковыхлопными» датчиками Alnico.
Ярким примером является звучание таких артистов как U2, Queen, Tom Petty и многих других.
CHUG
Звук, часто ассоциирующийся с хэви-металом и его многочисленными поджанрами. Используется для описания насыщенного перкуссивного звучания низких струн с использованием хай-гейна и палм-мьютинга.
GRUNT (Рычание, хрюканье)
Среднечастотный тембр перегруженной бас-гитары, ставший популярным среди таких исполнителей, как Mike Dirnt из Green Day, David Wm. Sims из The Jesus Lizard, Billy Gould из Faith No More и Bob Weston из Shellac.
Звук «хрюкающей» или «рычащей» бас-гитары как правило сосредоточен в двух диапазонах. Основа тембра расположена между 200 и 400 Hz, а в промежутке 800-1,2 kHz мы слышим атаку медиатора.
HONK
Гитарный звук с акцентированными средними частотами в диапазоне 800 Гц - 1 кГц, близкий к звучанию рации.
JANGLE
Скомпрессированный и яркий чистый звук на грани с перегрузом, который получается в основном благодаря усилителям на основе ламп EL34. Пример - группы The Byrds, R.E.M. и The Beatles.
OPEN (Открытый)
Аналогично понятию edge-of-breakup (на грани с перегрузом). Открытый звук противоположен звуку закомпрессированному.
Это тембр, который остается чистым при умеренном звукоизвлечении и становится овердрайвом при более мощной игре.
RUDE (Грубый)
Гитарный тембр с фуззом, обилием нечетных гармоник и жестким верхом можно охарактеризовать как грубый. Иногда так называют гейтированный фузз с характерным эффектом разряженной батареи.
Среди известных примеров - The Stooges «I Wanna Be Your Dog» и альбом Mudhoney «Superfuzz Bigmuff».
QUACK (Кряканье)
- Звучание Stratocaster во второй и четвертой позициях звукоснимателя.
- Звучание Марка Нопфлера в Dire Straits «Sultans of Swing».
SHIMMER (Мерцание)
Эффект, получаемый при одновременном использовании питчшифтера и реверберации. Многие современные ревербераторы как правило имеют встроенный эффект с таким названием.
Иногда этим же словом описывают тембр, полученный с помощью сингловых датчиков и транзисторного усилителя, например Jazz Chorus.
SPARKLE (Блеск)
В отличие от Chime, который скорее описывает верхнюю середину, Sparkle - это кристальный блеск высоких частот, обычно в районе 4-6 кГц.
TWANG (звонкий)
Пожалуй, единственный эффект, формула которого изучена досконально.
Telecaster + Compressor + Twin Reverb = Twang.
Твэнговая гитара - основа звучания кантри музыки. Самые востребованные гитаристы Нэшвилла (столицы кантри) придерживаются именно такого рецепта.
Более современные исполнители, такие как Брэд Пэйсли, нередко добавляют овердрайв и дисторшн, чтобы сделать звук острее.
В некоторых направлениях кантри и близких стилях, например рокабилли, добавляют короткий аналоговый дилей, который подчеркивает ритмический рисунок.