Сейчас нашему сыну Сёме почти 1,5 года, а мы уже сформировали конкретные принципы в его воспитании, отталкиваясь от рекомендаций психологов, личных наблюдений и здравого смысла.
1. Не делать за ребёнка то, что он может сделать сам
Мяч закатился под диван? Держи палку, попробуй достать сам.
Если ребёнок в 1,5 года не научится делать элементарные вещи сам, то не стоит ждать от него самостоятельности в будущем. Сегодня мама убирает за мной со стола, завтра я скажу ей сделать за меня уроки, а послезавтра решать мои семейные проблемы.
К этому же пункту отнесу ответственность за свои поступки.
Разлил воду? Держи тряпку, давай вытирать вместе.
Разорвал в клочья салфетку по всей кухне? Открывай мусорку, собирай и выбрасывай сам.
В 1-2 года у детей есть интерес заниматься такими делами. Пока для них это новые и любопытные действия, важно приучать их к тому, что за собой нужно убирать. Но если упустить этот момент, то в 3-5 лет они скажут: «Убирай сама».
2. Не бьём столы и диваны в ответ за то, что ребёнок об них ударился
Так у малыша формируется и закрепляется осознание, что в его неудачах виноват кто-то другой, а не он сам. Подробнее в этой статье.
3. Не лезу к ребёнку, если он чем-то занят
Правда, именно сейчас Сёма требует от меня гипервнимания... Возможно, очередной кризис или просто возраст такой.
Но когда Сёма чем-то увлечённо занят, я не влезаю в его игру, не показываю «как лучше». Если в данный момент он хочет катать машинку вверх колёсами или одевать на руки и ноги резинки для волос, пусть будет так. И это не только потому, что так я наконец-то могу заняться своими делами.
Я также хочу, чтобы мой ребёнок учился самостоятельно искать себе игры и развлечения, развивал воображение и фантазию. Своими жалкими попытками сделать игру веселей, интересней и «правильней», мы можем заглушить стремление детского мозга мыслить критически.
Кроме того, человек должен учиться быть в одиночестве. И это нормально.
А ещё, если мы не объясним нашим детям, что у взрослых тоже есть личные границы и личное время, то рискуем стать для них вечными аниматорами.
4. Не поддаёмся манипулятивным истерикам
Чаще всего, если ребёнок начинает истерить, значит, он чего-то просит. Если это что-то опасно для жизни, запрещено или нарушает чужие границы, мы не позволяем этого до тех пор, пока ребёнок не успокоится. Объясняем, проговариваем его чувства, учим принимать отказы и стоим на своём.
Когда родители от нетерпения, усталости или потому что «ты меня позоришь, встань с пола, куплю я тебе игрушку» в конечном счёте уступают, в ребёнке формируется истеричка.
Успешные манипуляции закрепляются в голове. Он понимает, что истерикой можно добиться всего, чего только пожелаешь. И если в детстве он желает чупа чупс перед обедом, топая ножками и пуча красные от слёз глаза, то в будущем он затребует айфон и будет стоять в открытом окне, шантажируя суицидом.
5. Не будем показывать мультики до 3 лет
Тема обширная и достойная отдельной статьи. А ещё для многих родителей очень спорная.
Порой, конечно, хочется посадить ребёнка за просмотр мультика и в кои-то веки спокойно заняться своими делами. Обычно нам это удаётся только во время Сёмкиного сна :) Вот только многочисленные исследования о влиянии экранного времени, мультиков и гаджетов на мозг ребёнка с корнем вырвали из нас это желание.
Вкратце о негативных последствиях: перегрузка нервной системы, нарушение структуры мозга и снижение вербального интеллекта, ухудшение крупной и мелкой моторики и многое другое.
Не знаю, что будет в 2-3 года, но пока мы держимся. Телевизор при Сёме никогда не смотрим. Тем более не оставляем его работать фоном. К слову, лучше бы никому не смотреть этот зомбовизор...
Разумеется, это не все принципы воспитания, которыми мы следуем. В следующих статьях расскажу о других. Оставайтесь со мной!
Всем грамотного подхода к воспитанию детей, и давайте дружить — подписывайтесь, ставьте лайк :)