8 июня 1943 года в районе Лисичанска Луганской области перешел линию фронта и сдался нашим солдатам ефрейтор немецкой армии Генрих Суммер, 1922 года рождения, уроженец Баварии.
Суммер был доставлен в ОКР «СМЕРШ» армии. Здесь он дал показания что является антифашистом по убеждениям, что не верит в победу гитлеровской Германии, и уже давно мечтал перейти на сторону Красной Армии.
В ходе допроса Суммер сообщил весьма пространную информацию о подготовке германской армией наступления в районе Орла. Рассказал о разворачивании немцами в широких масштабах противохимической защиты и изобретении ряда новых газов.
Однако, в рассказе Суммера контрразведчики нашли слабые места, особенно в той части, где он рассказывал о своей антифашисткой деятельности. Потому Суммера решили пока подержать под арестом при штарме.
Суммер оказался в одной камере с подозреваемым в работе на немцев Гарбузовым и военнопленным из поляков по фамилии Сикорский. «Перебежчик» понял что в его легенду контрразведчики не поверили и нужно что-то срочно предпринимать, чтобы спасти свою шкуру и выполнить задание.
Суммер, хорошо говоривший по-русски, быстро нашел общий язык с сокамерниками, сообщил им, что выполняет задание немецкого командования по выявлению расположения частей и штабов 3-й гвардейской армии по реке Северский Донец, и что обязан вернуться в расположение немецких частей не позднее 22 июня, так как немецкое командование готовит большое наступление. Обещал сокамерникам свое покровительство и отличную характеристику перед немецким командованием, если те помогут ему с побегом. Сокамерники согласились помочь Суммеру.
В ночь с 20 на 21 июня все трое разом напали на охранявшего их часового Глухова и попытались его задушить. Глухов вырвался и применил оружие. Суммер и Гарбузов были убиты на месте, а Сикорский получил ранение и дал подробные показания о предложениях Суммера.
На основании случая с Суммером начальник Управления контрразведки «СМЕРШ» Юго-Западного фронта генерал-майор Ивашутин издал специальный приказ, с требованием обо всех перебежчиках немедленно сообщать в контрразведку фронта и подробно излагать, каким образом данные перебежчики оказались на нашей стороне, чтобы на основании этого выявлять, кто на самом деле перебежчик, а кто засланный агент.
(Источник: Терещенко)