В Орехово-Зуевском округе, три века связанным со старообрядчеством, деревня Губино на особом счету. По устным преданиям, ей более трёхсот лет. В прошлые века здесь существовал скит – место жительство монахов, основанная священноиноком (теперь принято называть "иеромонах") Иосифом обитель, населенная пятнадцатью иноками, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита находилась одна десятина земли.
Губино находится между реками Клязьмой, Нерской и Сеньгой-озером, примерно в двадцати километрах от Орехово-Зуева. В нашем крае более десяти православных старообрядческих церквей, есть сравнительно молодые. Несколько святынь уже пережили столетний рубеж.
Среди них – храм во имя Чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Построен он в 1889 году на средства владельцев местных ткацких фабрик братьев-староверов Кокуновых. Выходит, в нынешнем году действующему храму села Губино – 132 года. В разные годы это святое место неоднократно посещали известные старообрядческие иерархи – архиепископ Мелетий, митрополиты Алимпий (Гусев) и Корнилий (Титов) – наш земляк. Не так давно местные краеведы встречались с потомками благотворителей Кокуновых из Москвы. Один из них – Олег Александрович Радюш, научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН. Олег Александрович поинтересовался у краеведов имеющейся информацией о его губинских корнях и поделился фотолетописью из домашнего архива, рассказывающей о жизни его предков в деревне Губино. В частности, прадеда Александра Александровича Кокунова и прабабки Марии Николаевны Кокуновой (урожденной Муравьевой).
Младший брат промышленников-староверов Кокуновых, отец пятерых детей, А.А. Кокунов (прадед учёного-археолога О.А. Радюша) прожил долгую и тернистую жизнь. В молодости работал возчиком на торфоразработках, при советской власти в возрасте 53 лет угодил под молох репрессий. Стал жертвой политического террора, как и его старшие братья, числившиеся в то время крестьянами-кустарями деревни Губинской: Серапион (1861 г.р.) и Кузьма (1871 г.р.). Кокуновы были осуждены на разные сроки. С ними вместе арестовали и ещё нескольких родных, в том числе племянников Александра Александровича. Архивное уголовное дело А.А. Кокунова сохранилось за №13253 (1930 г.). Он скончался в Москве в возрасте восьмидесяти четырёх лет.
В Губине с давних времён действовала староверческая моленная, освященная в честь Никиты Мученика. Однако в связи с появлением чудотворного списка иконы Казанской Божией Матери, ставшего очень популярным у старообрядцев не только Губина, но также и соседних селений, храм переосвятили в честь Казанской Богородицы. В 1885 г. в моленной случился пожар. К счастью, чудотворную икону спасли. Построили новое кирпичное здание, функционирующее до сих пор. В 1907 г. меценаты-старообрядцы предлагали верующим помощь в строительстве нового храма, но те предпочли остаться в старом здании.
Что касается чудотворного списка иконы Пресвятыя Богородицы Казанская в храме Губино: его, по преданию, изготовил неизвестный мастер в конце XVIII столетия по просьбе губинских старообрядцев. Рассказывают, что в этих местах, предположительно, в 1771 году, свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами-иконописцами. В пути ходокам встретился незнакомец, согласившийся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нёс. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего мастера. Посланные уже подумывали сделать заказ другому автору, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого человека, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день автор иконы неизвестен.
В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.
Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры старообрядческого села Слободищи Богородского уезда Московской губернии. По преданию, одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губино, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и рассказала отцу о своем видении. А отец – землякам. В тот же день послали гонцов в Губино. Икону привезли в Слободищи, отслужили перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные глухие места старообрядческой России. Её везде принимали с радостью и умилением.
В старообрядческих Гуслицах Подмосковья установили порядок чествования чудотворной иконы: крестным ходом икону проносили по сёлам Селиваниха (замечу, что в окрестностях Селиванихи до 1937 года было одиннадцать храмов и моленных!), Степановка, Абрамовка, Шувое-Нареево.
Первым настоятелем храма в Губине, с 1889 года, стал тридцатилетний о. Иоанн. Служил он долго, более сорока лет. В 1930-е годы семидесятилетнего священника репрессировали. По дороге в ссылку он скончался. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы Кокуновы, также подвергшиеся различным репрессиям.
Преемник о. Иоанна священноиерей Филарет служил в храме, видимо, недолго и судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил и следующий настоятель храма о. Никола, служивший в Губине до своего ареста сотрудниками НКВД в 1937 г. Пришедшему ему на смену 54-летнему о. Еразму (в миру Еразм Иванович Пчелин) довелось служить в губинском храме всего лишь несколько месяцев. Ночью 28 октября 1937 г. его арестовали и 15 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Московской области по ложному обвинению в "активной контрреволюционной деятельности и высказывании террористических намерений по адресу руководителей советского государства" он приговорён к расстрелу на Бутовском полигоне Подмосковья. Реабилитирован в июне 1989 г. (архивное дело № 19176 ГА РФ).
В конце 1930-х гг. многострадальную церковь закрыли, а в 1940 году – подожгли. Затем храм использовался, мягко говоря, не по назначению. По воле местной власти культовое здание отдали колхозу. После Победы над фашистами, в августе 1945 года, церковь вновь вернули старообрядцам.
К православным христианам, лишённым святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в предвоенные и военные годы, известны орехово-зуевские старообрядческие священники о. Стефан и о. Иоанн.
С 1945 по 1960 гг. здешний приход официально возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении поруганного храма. По воспоминаниям старожилов-прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском посёлке в Москве. Вслед за ним – с 1960 по 1962 годы – настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он был местный, родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые "приступы" хрущевского воинствующего атеизма. На смену о. Максиму пришел о. Антоний. По некоторым данным, он родом из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников и Антонию выпала нелегкая миссия содержать несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и храм старинной старообрядческой деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он неожиданно скончался в 1983 году в возрасте всего сорока с небольшим лет. Затем почти целое десятилетие у губинского храма отсутствовал постоянный настоятель.
В 1980-е годы священников в Губинский храм направляла Московская старообрядческая Архиепископия. Наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик Еремеев. В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Алимпий. Еще при настоятеле Антонии Зотик Еремеев ревностно служил в губинском храме уставщиком. Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 года о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы. В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.
С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима находится на кафедре Донской и Кавказской епархии. 12 января 2016 года в Покровском храме г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь семидесятилетнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит Корнилий возвел владыку Зосиму в сан архиепископа.
С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр Селин, рукоположенный митрополитом Алимпием. Его родной дед Пётр Александрович Селин был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным в Нижегородской области. Славная история старообрядческой церкви в Губино продолжается
#краеведение-краелюбие