В последнем посте я упомянула, что эффективность работы профконсультанта очень тяжело измерить. И отчасти это правда. Достаточно сложно отследить карьерный путь клиентов: для этого требуется фиксировать их все профессиональные перемещения и, самое главное, влияние работы профконсультанта на его решения.
Хотя Евгений Александрович Климов, психолог профессиоведения, проделывал такую работу. Он брал две группы испытуемых: с одной проводили профориентационную работу, а с другой – нет. В течении нескольких последующих лет отслеживали их судьбу. Результаты показали, что те участники, с которыми работали профконсультанты, выше оценивали свою удовлетворенность работой, нежели участники второй группы.
Но как вы понимаете, и здесь невозможно «посчитать» результат. Мы вновь полагаемся на субъективную оценку: доволен ли я выбранной профессией, работой, карьерой.
Но пока мы имеем только такой инструмент. И его нужно использовать. Как же оценить профориентационную работу?
Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:
Какую профессию ты выбрал?
Что собой представляет эта профессия?
Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?
Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно.
Но давайте будем честными: абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался. Он только предполагает. Но по тому, насколько его ответы осознанны и уверенны, мы можем оценить прогресс профориентационной работы.