Валентину Серову позволяли всё. Что бы он ни написал, встречали овациями. И тут — бац! — портрет танцовщицы.
Сюжет
Собственно, о сюжете говорить в данном случае довольно сложно. На картине изображена известная балерина Ида Рубинштейн. Обстановка небрежная, как если бы Ида только что проснулась, а Серов решил сделать фото для инстаграма.
Зелёная шаль, опутывающая ноги, похожа на змею. От её укуса по сюжету популярного в то время балета погибла Клеопатра — одна из ролей, которые сделали Рубинштейн звездой. В портрет, оказывается, вписана тема смерти, поэтому взгляд Иды кажется прощальным.
Контекст
Ида Рубинштейн была скандальной звездой. На сцене она появлялась почти обнажённой, лишь едва прикрытая прозрачным покрывалом.
На балете изящно раздетой Иде рукоплескали, а в галерее, глядя на ту же Иду, те же люди недоумевали. Да, публика повидала немало обнажённых и мужчин, и женщин на полотнах и на сцене. Но то всё мифологические персонажи, а тут Ида Рубинштейн — живая женщина, которую все знали.
У Иды Рубинштейн не было ни балетного, ни специального театрального образования. Но она выглядела так, как в начале 20-го века было выглядеть модно: длинная, тоненькая, с восточными чертами.
Судьба художника
Серов рос в доме, где царил хаос. Творческий, но всё же хаос. Мать — Валентина Семёновна Бергман — была убеждённой нигилисткой. Отец — Александр Николаевич Серов — был популярным в то время композитором.
До маленького Вали руки родителей особо не доходили. Ребёнок рос замкнутым, угрюмым. Когда Вале было 6 лет, отец скончался. Мать, осознав, что сын увлечён рисованием, отправилась с ним в Париж, где тогда жил Репин.
Академию художеств Серов бросил через 5 лет: попросил отпуск якобы по болезни, а на самом деле его скука одолела. Стены, говорит, коридоры — всё то же изо дня в день, надоело.
Уже в 1875 году Серов познакомился с Мамонтовыми. Именно Савва Мамонтов был первым продюсером Серова: находил заказчиков на портреты, в основном знаменитостей, которые приезжали в Россию на гастроли.
Знаменитым Серов стал после той самой «Девочки с персиками», которая и сегодня первой приходит на ум при имени художника. После этой картины (и еще «Девушки, освещённой солнцем») от него ждали таких же солнечных, «позитивных» портретов.
Серов чувствовал себя универсальным художником, а ему заказывали сплошь портреты. Это его немало удручало, но что поделать?! На отдыхе он писал пейзажи, из путешествия в Грецию вернулся с античными идеями (которые реализовал незадолго до смерти). А в остальном — портреты.