О сушествованииконтратенора ( или контртенора от латинского contratenor , или английского countertenor) - самого высокого мужского певческокого голоса, я узнала довольно давно. Но знание это было основано на великолепном фильме «Фаринелли-кастрат», который, соответственно, был основан на реальной истории. .
Связывают возникновение «моды» на это издевательство над мальчиками с тем, что в 1588 году папа Римский Сикст V издал указ о запрете певческих выступлений женщин, а партии сопрано кому-то надо было петь.
Но современные контратеноры - просто мужчины-певцы с большим голосовым диапазоном.
Первый артист, обладающий таким диапозоном голоса, на концерт которого я попала, ОлегБезинских — единственный выпускник-контртенор за всю 140-летнюю историю Санкт-Петербургской консерватории. Он исполнял и арии сопрано и баритональный репертуар.
Ну, а дальше я стала, практически, «коллекционировать» контратеноров — старалась использовать любую возможность послушать вживую этих уникальных певцов, которых не так уж много на мировой сцене. И репертуар у них не очень широкий — в основном барочная музыка, но и некоторые оперные постановки дают им возможность показать своё искусство.
Так я услышала и увидела Филиппа Жарусски. По словам певца, его фамилия изначально звучала как «Ярусски» и значит «Я – русский»:
— Мой прадед бежал от русской революции и когда он добрался до французской границы, то не понял, что у него спрашивают, у него наверняка спрашивали его имя, и он ответил «Я – русский».—).
Помню, что пел он в Петербургской Филармонии, когда был совсем ещё молодым, но я так была очарована его голосом и внешностью. что не помню, какое произведение исполнялось.
Артём Крутько, певец из Челябинска. был приглашён на роль Оберона в красочной постановке оперы Бенджамена Бриттена «Сон в Летнюю ночь» в Концертном зале Мариинского театра в 2011 году и дебютировал блестяще. Спектакль до сих пор идёт с успехом и с участием Артёма, который эффектно появляется в зале прямо с потолка.
С англичанином Йестином Дэвисом я познакомилась в Москве на премьере оперы « Смерть в Венеции» того же Бриттена в декабре 2013. Партия у него была небольшая, но зато я имела возможность поблагодарить его за участие в этой постановке.
А вот в 2017 году в Берлинской опере Staatsoper Unter den Linden нам удалось услышать сразу двух контратеноров.
Слушали мы совершенно нам неизвестную оперу Клаудио Монтеверди "Коронация Поппеи" — на наклонной сцене разыгрывались нешуточные страсти при участии сразу двух контратеноров:
отвергнутый Поппеей муж Оттон в исполнении испанского контратенора Хавьера Сабаты, увидевший эротические сцены своей жены с Нероном (контратенор Макс Эмануэль Ценчич), в ярости бросался на стену. Активное участие в событиях принимали ещё человек двадцать певцов. Но пели все прекрасно.
К сожалению концерт ансамбля Collegium Vocale Gent под управлением дирижера - легенды Филипп Херревеге который был должен состояться 26 января 2022 в Большом зале Петербургской филармонии перенесли на апрель, а я так надеялась послушать в исполняемой ими Мессе си минор Баха Английского контратенора Алекса Поттера, который, как утверждает его страничка на сайте Филармонии: «живет в немецком регионе Люнебургская пустошь со своей женой и двумя дочерьми. Увлекается выпечкой домашнего хлеба и выращиванием овощей в саду.»
Думаю, что и поёт он хорошо, так что попробую в апреле добавить его в мой список, который пока невелик, но надеюсь, что в нём появятся и другие новые имена, благо они уже сегодня есть.