Найти тему

Из глубин семнадцатого века

В Орехово-Зуевском городском округе два православных старообрядческих храма, освящённых во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Один из них – в деревне Губино, другой "тёзка" находится в старинной деревне Слободище, известной ещё в XVII веке, в эпоху раскола православной русской церкви.

Старообрядческая церковь иконы Божией Матери Казанской в Слободищах
Старообрядческая церковь иконы Божией Матери Казанской в Слободищах

Также, как и в Губино, слободищенский храм строился в память избавления жителей от холеры чудотворной иконой. Этому предшествовало, как гласит предание, явление святого старца во сне глухонемой слободищенской девушке, которая вскоре обрела дар речи. Интересна летопись самой деревни-долгожителя. По преданию, здесь одно время скрывалась представительница древнего княжеского рода княгиня-староверка Болховская. Из Слободищ происходит знаменитый старообрядческий род купцов-благотворителей Рахмановых. Потомок Рахмановых Георгий Карпович Рахманов (1873-1931 гг.), профессор Московского университета, издатель, метеоролог, основатель издательства "Научное слово", сотрудничал с выдающимся русским историком В.О. Ключевским, лауреатом Нобелевской премии биологом И.И. Мечниковым… Слободищи – родина выдающегося деятеля русского старообрядчества Ивана Аверьяновича Фортова (1842-1907 гг.), руководителя знаменитого мужского церковного хора знаменного пения богородского благотворителя А.И. Морозова. В деревне родился, вырос и уходил на фронт Герой Советского Союза Филипп Семёнович Лапушкин (1925-1993 гг.). О Слободищах упоминалось в произведениях известного подмосковного писателя-земляка А.В. Перегудова (1894-1989 гг.). В деревне Слободище действует один из самых старинных и авторитетных приходов не только в Гуслице, но и во всем Подмосковье. Впервые он был упомянут в "Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольничьих молельнях и часовнях" в 1826 г. Он был одним из восьми храмов Московской губернии с постоянным алтарем, изъятым в 1857 г. Первый известный священник – о. Александр Сысоев, местный крестьянин, поставленный сюда после основания Белокриницкой иерархии. Изначально храм имел Ильинское посвящение, так как издревле деревня относилась к приходу Ильинского погоста. Однако после чуда, произошедшего от образа Губинской иконы Божией Матери, когда жители Слободищ были исцелены от холеры, моленную стали посвящать Казанской иконе Пресвятой Богородицы.

Старообрядческая церковь в деревне Слободище.
Старообрядческая церковь в деревне Слободище.

Слободище - центр одного из старейших старообрядческих приходов в Гуслицах. Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году. В 1909 году после манифеста о свободе вероисповедания были надстроены главка и купол, в храме отгорожен алтарь — моленная стала полноценным храмом. В 1930-х гг. церковь закрыта, вновь открыта в 1946 году и более не закрывалась. Храмовой день отмечается 4 ноября. В 1930-е годы в Слободищах, как и во многих православных приходах СССР, церковная жизнь была осложнена. Многие духовные пастыри претерпели гонения за веру от воинствующих атеистов. Трагической стала судьба священника Петра Пронина, семь лет окормлявшего Слободищенский храм в 1930-1937 годы. Родился Петр в 1866 г. в крестьянской семье, в деревне Заволенье Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье (позже – Куровского района, а ныне – Орехово-Зуевского округа). В молодые годы работал ткачом в местечке Никольское (ныне – Орехово-Зуево) на фабриках Морозовых. У него, по воспоминанию старожилов, был хороший сильный голос – бас. Его пригласил в свой хор знаменного (крюкового) пения Арсений Иванович Морозов. Затем Петра Пронина рукоположили диаконы, позже – в священники по благословению архиепископа Московского и всея Руси московской Старообрядческой Архиепископии Иоанна (Картушина). До Слободищ о. Пётр служил в старообрядческих храмах села Беливо и местечка Дулёво (ныне – г. Ликино-Дулёво). Болящего священника  арестовали в ночь 21 августа 1937 г. сотрудники НКВД. С тех пор родные его больше не видели. Сразу осиротела большая семья 70-летнего иерея, дети и внуки.

Священник Петр Пронин
Священник Петр Пронин

Пронина обвинили в контрреволюционной агитации пораженческого характера. Осудили 11 ноября 1937 г. Осудивший орган: тройка при УНКВД по Московской области. Приговорили к  высшей мере наказания. Через два дня, 13 ноября, расстреляли на Бутовском полигоне, там и похоронили в "братской могиле" с другими такими же невинными жертвами. Петра Павловича Пронина реабилитировали только после смерти Сталина во время правления Н.С. Хрущёва в декабре 1959 г. (Архивное дело П.П. Пронина: том II, стр.235, место хранения дела - ГА РФ.) Местечко Дулево, расположенное близ деревни Ликино, образовалось в 1832 году в связи с пуском Дулевского фарфорового завода, основанного Терентием Кузнецовым. Своего храма в Дулеве не было, и верующие ходили молиться в село Гора, что в пяти верстах от Дулева. Старообрядцы молились в заводской моленной. Велась подготовка к строительству церкви для прихожан-старообрядцев. "Владимирские епархиальные ведомости" № 40 от 4 октября 1908 года сообщали "В селе Дулево Покровского уезда 21 сентября с большой торжественностью, при громадном стечении глаголемых старообрядцев, было совершено освящение места воздвигаемого здесь на средства фабриканта Кузнецова старообрядческого храма. Освящение совершил специально прибывший для этого из Москвы старообрядческий архиепископ Иоанн (Картушин). Церковь, где многие годы служил отец Пётр Пронин, стояла на месте нынешнего памятника Ленину (с ноября 2020 г. здесь установлен памятник яркому представителю старообрядческой династии промышленников и меценатов Кузнецовых Матвею Сидоровичу). Церковь была деревянной, пятиглавой, проект составил архитектор Н. А. Тютюнов. Храм украшал фаянсово-эмалевый иконостас, сделанный на фаянсовом заводе Кузнецова в Конакове. Церковь закрыли в 1930 году. Местный житель Иоанн Сергеев, певчий, член церковного совета, сумел сохранить часть редкого иконостаса. Через много лет, после смерти дочери певчего, фрагменты иконостаса обнаружили и они находятся сейчас в Орехово-Зуевском городском историко-краеведческом музее.

Петр Пронин с семьей
Петр Пронин с семьей

Родной сын о. Петра Евсей Петрович Пронин (1902-2000 гг.), потомственный старовер, -  проживавший в г. Ликино-Дулёво и скончавшийся  23 марта  2000 года на 98-м году жизни, - рассказывал о своей семье: "… Дед наш Павел Федорович был грамотен, служил десятником на строительстве укреплений в Кронштадте. К моему рождению он крестьянствовал в старообрядческой деревне Беливо, недалеко от Дулева. В деревне имелась старообрядческая школа крюкового пения, здесь переписывали книги для старинного пения. В Беливе у нас был свой дом, держали корову, овец, поросенка, кур. Лошади не имели, нанимали для обработки земли пахаря. Хозяйка в доме - бабушка, она держала всех в строгости и честности. Отец вел хозяйство и работал в Орехове ткачом на фабрике Морозова. Теперь даже представить трудно, как он добирался до Орехова, до которого более двадцати  вёрст… В доме у нас имелась библиотека из церковных книг, в детскую память запала книга под названием "Кормчая". Учился отец мало, но в вопросах веры был начитан и эрудирован… Прослышал о нашем отце Арсений Иванович Морозов, Богородско-Глуховской мануфактуры. Знаток церковной живописи и икон, фабрикант пел на клиросе и создал в Богородске церковный хор, который называли Морозовским. Хор пел по крюкам, в стиле старинного знаменного пения. Морозовский хор выступал в лучших концертных залах Москвы и Петербурга. Морозов пригласил нашего отца в свой хор". Евсей Петрович с большой печалью вспоминал трагические события 1937-го, когда ему самому исполнилось 35 лет и у него была уже своя семья, дети: "У нас в конторе Дулевского фарфорового завода арестовали нескольких счетных работников - братьев Щенниковых, Паукова, Машонкина. Приходим утром на службу, а их нет. Брали, как правило, ночами. Григорий Абрамович Машонкин был живописец, расписывал посуду и мечтал попасть в контору. Учился на разных курсах, проявил способности, и его перевели в контору. Тихий, мирный человек, политикой не увлекался. Мечтал о своем доме, построился. Только переехали - и его взяли. Тяжёлое было время. Иду как-то утром, а навстречу мама, вся в слезах. Пришли ночью и взяли отца. У него болела нога, он с трудом ходил... Но кому было дело до старого священника. Мама горько плакала, а я думал, почему отец не послушался совета своих детей: мы уговаривали его оставить службу в церкви. Он не соглашался. Отец сгинул в лагерях. После смерти Сталина пришли документы о его реабилитации. Когда отца арестовали, ждал, что придут за мной, но Бог миловал. Нас, детей репрессированного служителя культа, не преследовали. Во всех анкетах я сообщал, что отец арестован, но никакого нажима не ощущал. Когда грянула война, дети невинно погибшего старообрядческого священника отправились на фронт. Воевали за Родину, на которую напал жестокий враг. Воевали как миллионы людей, затаив обиды за невинно погибших. Воевали как многие, потерявшие раскулаченных отцов и матерей, бывших священников, детей состоятельных сословий. Воевали за Родину, за свою землю, за свои обычаи и порядки, воевали, ибо шла война народная, священная война". К сказанному добавлю, что беспартийный 39-летний Евсей Петрович Пронин ушёл добровольцем на фронт, с октября 1941-го участвовал в боях с фашистами. Будучи старшим сержантом, доблестно воевал с врагом в 36-й армии РККА на Юго-Западном фронте, награждён медалью "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны. Шли годы, десятилетия. Менялась эпоха. Настоятелем храма в селе Слободищи с конца 1980-х стал протоиерей Александр Ежуков. Одно время он помогал вести богослужение в уникальном старообрядческом храме, храме-музее, Орехово-Зуевского края, в селе Устьяново.

О. Александр Ежуков (справа). Слева - старообрядческий митрополит Корнилий. В центре - Евмений, епископ Кишиневский и всея Молдавии
О. Александр Ежуков (справа). Слева - старообрядческий митрополит Корнилий. В центре - Евмений, епископ Кишиневский и всея Молдавии

Красоту храма во имя явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Слободище и традиционные для этих мест благолепие и размеренный ход богослужения оценили гости, приехавшие сюда пять лет назад, 8–9 октября 2016 г., на праздник св. апостола Иоанна Богослова. В этот день настоятель храма о. Александр Ежуков отмечал своё шестидесятилетие и 27 лет служения в сане иерея. Поздравить его прибыли высокопреосвященнейший Корнилий (Титов), митрополит Московский и всея Руси, и преосвящённый Евмений, епископ Кишиневский и всея Молдавии. За богослужением митрополит возвёл о. Александра в сан протоиерея под торжественное пение клиросов, которые в этот день наполнили духовные чада пастыря и многочисленные гости. Также во время чтения часов в свещеносцы был поставлен отрок Артемий Химич, внук настоятеля. После богослужения митрополит произнес приветственное слово, тепло и душевно поздравив протоиерея Александра с юбилеем и с "духовным повышением", а также вручил ему памятный подарок. Через три года после знаменательного события  9–10 ноября 2019 г. митрополит Корнилий вновь посетил приход Казанской Божией Матери в деревне Слободище. Свой приезд владыка приурочил к тридцатилетию хиротонии протоиерея Александра Ежукова. На торжественной службе присутствовали благочинный округа о. Алексей Михеев, протодьякон Андрей Моржаков, чтецы, певцы из Москвы, Владимира, Коломны, Егорьевска, Орехово-Зуева, Павловского Посада и других городов и деревень. Местные прихожане отметили особую красоту службы с митрополитом. Это была особенная атмосфера тихой радости и камерности в деревенском храме. После литургии владыка Корнилий произнёс проповедь и поздравил отца Александра памятным подарком. Традиционное фото на память и праздничная трапеза, во время которой гости говорили заздравные тосты, чествовали отца Александра Ежукова, пели "Многая лета". Для многих гостей Гуслицкие места оказались родными, каждому из присутствовавших вспомнилось первое знакомство с храмом, отцом Александром, деревней. Митрополит и гости отметили, как изменился храм после реставрации. Отец Александр вложил много трудов и сил за годы служения, чтобы храм приобрел тот вид, который имеет сейчас. Нельзя не отметить и помощь прихожан и паствы, которые помогают батюшке, участвуют в жизни храма и радеют о нем. Теплое чувство осталось после праздника у гостей и хозяев, прощались с добрыми словами и надеждой на скорую следующую встречу…

#священник Александр Ежуков #РПСЦ #село Слободище #краеведение-краелюбие