Новый год для Казахстана начался неспокойно - из-за двукратного роста цен на газ в стране начались массовые беспорядки. В стране сегодня работают «КАМАЗ», «Татнефть» и «Татспиртпром». Узнали, что изменилось для совместных предприятий после январских волнений.
За девять месяцев 2021 года татарстано-казахстанский товарооборот составил 441 млн долларов. Сегодня Казахстан является одним из ведущих зарубежных партнеров Татарстана. В Костанае ведется строительство заводов по производству чугунного литья и компонентов для мостов грузовой техники ПАО «КАМАЗ». В Карагандинской области начали строить шинный завод предприятия ПАО «Татнефть» и ГК «Аллюр».
Напомним, что 2022 год в Казахстане начался с массовых беспорядков - цены на газ взлетели в два раза, а правительство страны отказалось снижать их, сославшись на трудности с себестоимостью производства топлива. Жители Жанаозена и Актау выступили против повышения цен, а позже протесты распространились на другие города. Самые крупные стычки с силовиками произошли в Алма-Ате. Власти ввели чрезвычайное положение на территории страны, отключили интернет и начали противотеррористическую операцию. 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил правительство в отставку и возглавил Совет безопасности. 7 января президент Токаев заявил, что террористы продолжают сопротивление, и обещал уничтожить тех, кто не сложит оружие.
В понедельник, 24 января, президент Татарстана Рустам Минниханов встретился с президентом Казахстана Касымом-Жомартом Токаевым, на встрече было объявлено, что смена правительства Казахстана никак не отразится на совместной работе двух государств.
Полномочный представитель Республики Татарстан в Казахстане Денис Валеев сообщил, что политические события не повлияли на реализацию совместных проектов.
- Единственное - в связи с временным запретом на продажу алкоголя были приостановлены поставки продукции «Татспиртпрома», - отметил он.
Пресс-служба «Татспиртпрома» подтвердила возникшие проблемы - с начала 2022 года отгрузки продукции в Казахстан были приостановлены, поскольку при режиме чрезвычайного положения отгрузка алкогольной продукции запрещена. С 20 января поставки возобновились.
- Хотим отметить, что за 2021 год прирост составил более 50% к факту экспорта 2019 доковидного года. Также в наших планах – выход в сети «МАГНУМ» и «Metro «Кэш энд Кэрри», - сказали в пресс-службе.
ПАО «КАМАЗ», согласно пресс-релизу, опубликованному на сайте предприятия, работает в Казахстане в штатном режиме.
Челнинский автогигант зашел на казахстанский рынок в 1998 году, а летом 2005 года создал в Кокшетау сборочное производство АО «КАМАЗ-Инжиниринг» совместно с компанией «Казахстан Инжиниринг». Завод производит тяжелые грузовики, которые поставляются на внутренний рынок. В прошлом году на конвейер встали тягачи К4. Почти одновременно с «КАМАЗ-Инжинирингом» был открыт и официальный дистрибьютор группы в регионе «Торговая компания КАМАЗ». Кроме того, прошлой осенью челнинский автогигант заложил в Костанае литейный завод KamLitKZ, а в будущем планирует построить завод по выпуску главной передачи для трансмиссий Tobol KZ.
Реализация совместного проекта строительства шинного завода KamaTyresKZ и литейного завода KamLitKZ продолжается в штатном режиме.
- В период обострения ситуации мы следовали всем рекомендациям МИД России и местных органов власти. Сегодня наши специалисты работают в штатном режиме, сообщили в «Татнефти».
В декабре мы писали о новом проекте «Татнефти» - совместном производстве бутадиена в Казахстане. Согласно плану запустить производство должны к 2026 году. В настоящее время проект согласован, но строительство еще не началось, поэтому специалисты «Татнефти» пока не приступили к работе.
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман считает, что предпосылок для срыва реализации совместных проектов «Татнефти» и казахских компаний нет. Даже в негативном сценарии российские компании были бы последними пострадавшими, так как портить отношения со своим важнейшим союзником для любого правительства Казахстана нет никакого резона. При этом сейчас ситуация в стране стабилизировалась, а на днях президент Казахстана даже сообщил о планах поддержать проекты «Татнефти» и «КАМАЗа».
- Факторы, которые делали привлекательными проекты бизнеса в Казахстане, никак не изменились, - соглашается советник гендиректора «Открытие Инвестиции» по макроэкономике Сергей Хестанов. Он уверен, что люди, стоящие у власти, мало влияют на бизнес-проекты в стране.
По мере стабилизации обстановки все ранее планируемые проекты, по его мнению, будут продолжены. Возможно, с небольшим отставанием от графика.
- Политические коммуникации являются основой экономических отношений, - подвел итог истории руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов.
Он напомнил, что по итогам девяти месяцев 2021 года «КАМАЗ» на рынке автомобилей в Казахстане занимает 42%, а это 1 068 единиц. Основой благоприятных экономических отношений татарстанских компаний с Казахстаном он считает сохранение преемственности. Казахстан для Татарстана является одним из ключевых партнеров, и проекты по чугунному заводу и ряду других анонсированных проектов будут продолжены.