62,8K подписчиков

ЗАЗ — как развивался завод, на котором выпускали бюджетный «Запорожец»

907 прочитали

Запорожский автомобильный завод был основан в прошлом веке и занимался выпуском известных на весь Советский Союз автомобилей. Прославиться предприятие сумело при помощи модели “Запорожец”. Именно такое наименование носил самый доступный автомобиль в СССР. Еще в 1960 – 1970 годах предприятие ЗАЗ считалось современным на фоне всего советского автопрома.

Фото: «CAR.RU»
Фото: «CAR.RU»

К моменту выпуска первой машины, история Запорожского автомобильного завода длилась уже почти век. Основано предприятие было на базе мастерских, которые создавал голландец Я.Кооп в Запорожье в 1863 году. Новое наименование предприятие получило только в 1921 году - “Коммунар”. В середине 1950 годов на его мощностях начали собирать комбайны с жатками. Статус автомобильного Запорожский завод принял в 1958 году, когда вышло соответствующее постановление Совета министров СССР.

Будущую специализацию этого предприятия удалось определить еще за 2 года до этого. Тогда для МЗМА и НАМИ разработали техзадание на разработку транспортного средства малолитражного класса. Его производство планировалось начать именно в Запорожье. Завод сельскохозяйственной техники к концу 1950 годов был значительно модернизирован. Для выпуска транспортных средств начали вводить новые цеха. Отдельные здания предусмотрели для Конструкторско-экспериментального отдела и Отдела главного технолога. В новые помещения перевезли оборудование и оснастку, с которыми проводили штамповку, сварку и окраску.

Автомобили ставили на конвейер поперечно
Автомобили ставили на конвейер поперечно

Интересное решение, которое применялось на заводе - расположение автомобилей поперек конвейера. Так старались экономить место, чтобы собирать одновременно больше узлов. В конце 1960 годов с конвейера начали выпускать первые серийные образцы ЗАЗ-965. В это же время конструкторы приступили к разработке семейства микролитражных машин. В 1960 году запустили работы над перспективным проектом - “Запорожец”. За поиск форм отвечал художник Ю.В.Данилов.

На конвейер модель ЗАЗ-966 встала только к концу 1960 годов. Но уже через год для автомобиля предусмотрели новый силовой агрегат на 1198 куб.см. Прекращение сборки ЗАЗ-965А расстроило автомобилистов, которые потеряли доступный транспорт. Кроме того, спрос на ЗАЗ-966 за границей оказался в разы ниже ЗАЗ-965. К модернизации модели приступили в 1970 годах. Но марка не сумела вернуть прежний спрос и внимание иностранного покупателя.

ЗАЗ-966
ЗАЗ-966

В это же время, на внутреннем рынке “Запорожец” был одним из самых популярных из-за стоимости. В 1969 году в экспериментальном отделении приступили к работам по созданию автомобилей с передним приводом и мотором, который размещался поперечно. Прототипы были представлены в разных кузовах, но все они объединялись индексом - ЗАЗ-1102. К концу 1970 годов определились с окончательным вариантом разработки. Тогда машина получила 3-дверный кузов хэтчбек. Серийную сборку модели ЗАЗ-1102 “Таврия” удалось организовать только в 1987 году, так как Министерство автопрома СССР финансировало аналогичную разработку на заводе ВАЗ.

Так как “Запорожец” и “Таврия” имели разную компоновку, их сборку проводили параллельно. Спрос на эти модели был высоким. Распад СССР нанес серьезный удар по предприятию, поэтому ЗАЗ оказался отрезан от основных рынков сбыта. В 1994 году было принято решение снять с производства модель ЗАЗ-968М. Семейство “Таврия” продержали на конвейере почти до середины 2000 годов. В это же время начали осваивать сборку автомобилей Daewoo Lanos.

В 2010 годах ЗАЗ освоил сборку автомобилей АвтоВАЗ
В 2010 годах ЗАЗ освоил сборку автомобилей АвтоВАЗ

В последние несколько лет предприятие занимается сборкой транспортных средств марки ВАЗ - Vesta, XRay, Largus, а также Renault Arkana. В прошлом году появилась информация о запуске производства автобуса на базе одной из моделей Mercedes-Benz.

Итог. ЗАЗ - предприятие, которое занимается выпуском автомобилей с прошлого века. Перспективные разработки 1960 – 1970 годов не обрели успех, а после развала СССР завод приступил к сборке автомобилей других производителей.

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!