Воспользовавшись предложением Маркуса, я взял белый халат и пошёл на охоту вниз по течению ручья. Вчера трактор привёз солярку с базы участка и тракторист рассказывал о «полчищах» куропаток в долине Куранаха. Пройдя всего метров триста , я увидел тропу, которая пересекала ручей и уходила к площадке перед горным перевалом.
На площадке паслось оленье стадо. Получалось, что ежегодный переход к океану начался. Животные лакомились горным ягелем выковыривая его из под снега копытами. Вожак поднял голову и издал звук похожий на крик и стадо начало строиться в колонну. За статным красавцем вожаком шла пятёрка таких же старейшин, следом пятнадцать молодых сакжоев, а за ними уже всё остальное стадо. Видимо пастбище на горной площадке оказалось не очень удачным, и вожак повёл стадо по тропе в мою сторону.
Патроны мои были заряжены дробью и поэтому, подстрелить оленя, шансы были невелики. Обычно опытные охотники в таких случаях режут патрон по пыжу, разделяющему порох и дробь, но сделать это я не успел, потому, что оленье стадо приближалось. У меня было два варианта: уходить с тропы или идти навстречу оленям. Я выбрал второй вариант, но вожак упрямо вёл сто пятьдесят голов мне навстречу. Когда между мной и оленями оставалось двести метров, вожак остановился. Следом за ним остановились старейшины и всё стадо.
Переломный момент произошёл и был в мою пользу. Я уже не боялся, что звери сметут меня с тропы и бросился преследовать их. Когда расстояние сократилось до ста метров, вожак резко развернул стадо, поднявшее облако снежной пыли. Олени змейкой друг за другом стали подниматься к перевалу. Снег был глубокий и плотный, животные проваливались в снег, вылезали, образуя тропу, и упорно шли к перевалу. Последней была старая кургузая олениха, и скорее всего, это был её последний переход к океану. Когда я подошёл к ней на расстояние выстрела, движение стада приостановилось, и она смотрела на меня взглядом обречённого животного. Я вскинул ружьё, прицелился, а затем поднял ружьё и выстрелил в воздух.
Выстрел раскатился в горах и подстегнул самцов, пробивающих путь. Через несколько минут стадо ушло за горизонт.
С. Шишов