Современное развитие производственных отношений вступило в противоречие со множеством трендов развития общества в целом и каждого отдельного человека. Лоскутный портрет пропагандируемого стиля жизни и самоопределения человека стал предельно контрастным, включая в себя множество диаметрально различных мнений по каждой обсуждаемой проблеме (реальной или воображаемой). Человеку предлагается самостоятельно решить направление своего развития. Свобода человеческой личности была заключена в клетку информационной свободы, закрепощающей во все более младенческом возрасте стереотипы восприятия информации, реакции на окружающее и рефлексы поведения. Японские исследователи говорят о 60-ти кратном превышении скорости восприятия информации у современных детей 2…3 лет над показателями современных "взрослых" в том же возрасте. Они с легкостью осваивают правила поиска и сохранения файлов в информационной структуре гаджета, и это не требует от них знания алфавита, словарного запаса и тому подобного "лишнего". Цунами проблем встраивания подрастающего поколения в текущие общественные институты начинает выходить на берег нашего неподготовленного общества. Многое остается только безучастно наблюдать. В этих условиях высшее техническое образование, помимо изначального предназначения сформировать самостоятельного специалиста, становится одним из инструментов управления обществом. Не зря в административной структуре университетов появились попечительские советы, курируемые высшими политическими деятелями региона, а уровень глобализации советов и объединений, объединяющих ректоров вузов ограничивается, если так можно сказать, уровнем высших органов государственной власти, давно выйдя за пределы министерства науки и образования. Остается запоздало сожалеть о множестве сломанных копий в обсуждениях прихода на место ректоров технических вузов специалистов абсолютно не технического профиля. Юность высшей технической школы прошла, пришло время браться за решение серьезных государственных задач.
Усложнение взаимоотношений между государством, работодателями всех форм собственности и обществом, получившим огромное информационное пространство для собственной, самостоятельной жизни (и, отчасти, развития) является основной причиной видоизменения высшей школы технического образования.
Если попытаться кратко перечислить основные направления развития высшей школы технического образования, то можно выделить следующее:
1. Предоставление студенту максимального доступа к объекту его будущей деятельности во всем многообразии теоретического описания и практической эксплуатации. Это достигается виртуализацией образования, в максимальной степени дополняющей обучающие возможности кафедр;
2. Расширение возможностей студента самостоятельно формировать траекторию собственного обучения за счет выбора осваиваемых дисциплин;
3. Переход к проектной форме обучения, согласно которой студент оценивается по результатам реализации проекта в выбранной им области обучения. При этом университет предоставляет возможность работодателям заранее включать разрабатываемые студентами проекты в собственные программы развития. То есть, по сути, высшая школа образования встраивается в структуры внутрикорпоративного обучения;
4. И, пожалуй, самое главное, создание системы гармоничного встраивания молодого специалиста в производственную среду. Причем основанной не на эксплуатации человека системой, а основанной на достижении единой, свободно выбранной цели. Это потребует переформатирования морально-этических норм и правил общения в высшем учебном заведении и привнесет множество дополнительных опасностей.
Реализация озвученных изменений ставит перед обществом, поставившим на передний план свободу получения экономического благополучия в конкурентной борьбе, множество вопросов политического, юридического и этического характера. Например, в страшном сне вузов, видео-хостинги, владеющие гигантским объемом высококачественного обучающего видеоконтента и системами его воспроизводства, получают рецензии на обучение и выдачу дипломов государственного образца.
Примером усилий государства на обозначенных направлениях является создание "Университета 2035" объединяющего на цифровой платформе более 600 тысяч пользователей, которым предоставляет возможность развития на основе проектного подхода. Другим примером является сеть из более 140 "Точек кипения" организованных в институтах для организации комфортного пространства для коллективной работы. В настоящее время наблюдается развитие данных институтов образования и можно предположить, что в ближайшее время работодатели будут выбирать своих работников исходя не только из дипломов выданных университетами. С другой стороны, будущие специалисты получают все большую мобильность и независимость от существующих в регионе работодателей. Мечта стать управленцем среднего звена стала казаться более доступной чем мечта стать космонавтом. И поэтому развитие производственного потенциала в сложившихся условиях будет возможно при взаимодействии работодателя и работника исключительно в форме общения, а не эксплуатации. И именно современный университет имеет возможность стать посредником в налаживании данного общения.
В реальности, думается, будет происходить следующее. Продолжится практика объединения специализированных университетов в университеты общего профиля. Усилия администрации университетов будут прилагаться к двум, на самом деле противоположным друг другу, направлениям: увеличению числа абитуриентов и выявлению потребностей работодателя в молодых специалистах. Потому что в ежеквартальных отчетах акционерных обществ заводов-производителей факт перехода промышленности на новые средства труда характеризуется как негативный, снижающий объемы выпускаемой продукции, и это – документально подтвержденный факт нашего времени. То есть промышленность страны будет продолжать нести убытки от попытки университетов поместиться между потребностями производства и отсутствием государственной программы развития разрозненных акционерных сообществ
В сложившихся обстоятельствах как никогда высокой является ответственность администрации, включая заведующих кафедр, в разработке долгосрочной программы развития университета. Очевидно, что основными игроками данной программы станут не отдельные предприятия региона, а министерство торговли промышленности РФ, внутрикорпоративные структуры обучения государственных холдингов (Ростех, Росатом и т.д.), цифровые платформы и видео хостинги, социальные сети. И срок реализации подобных программ развития следует оценивать в 5…10 лет, что определяет необходимость заключения контрактов с административными должностями на соответствующие сроки. При этом региональным властям должна быть отведена главенствующая роль в предоставлении необходимых ресурсов, консультаций и административных интервенций.
Хочется пожелать нашей системе высшего технического образования успехов в поставленных целях по повышению человеческого капитала нашего общества! И определить следующий срок анализа развития ситуации не далее 1…2 лет, за которые может много что измениться.