Найти в Дзене

Первая народная мордовская сказительница

Первая Народная мордовская сказительница Ефимия Кривошеева. Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу познакомить вас с представительницей уникальной национальной культуры мордвы-эрзя сказительницей Ефимией Петровной Кривошеевой, которая является ещё и моей прабабушкой. Ефимия Петровна Кривошеева, урожденная Адамова, родилась 1 июня 1867 года в деревне Тарасовка Пылковской волости Петровского уезда Саратовской губернии. Родилась она в бедной крестьянской семье. С самых ранних лет, как и бытовало в крестьянских семьях, девочка вынуждена была узнать, что такое тяжелая бедняцкая доля. Сначала помогала взрослым по дому, а потом пошла в батрачки. Ходила на заработки за Волгу, за сотни километров. О школе не могла и думать: письменность мордва получила только после Великой октябрьской революции, так как ранее школ и письменности на родном языке не существовало. Так жили многие, но… была в Ефимии интересная особенность: знала она великое множество народных песен, сказов да преданий и у

Первая Народная мордовская сказительница Ефимия Кривошеева.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу познакомить вас с представительницей уникальной национальной культуры мордвы-эрзя сказительницей Ефимией Петровной Кривошеевой, которая является ещё и моей прабабушкой.

Ефимия Петровна Кривошеева, урожденная Адамова, родилась 1 июня 1867 года в деревне Тарасовка Пылковской волости Петровского уезда Саратовской губернии.

Родилась она в бедной крестьянской семье. С самых ранних лет, как и бытовало в крестьянских семьях, девочка вынуждена была узнать, что такое тяжелая бедняцкая доля. Сначала помогала взрослым по дому, а потом пошла в батрачки. Ходила на заработки за Волгу, за сотни километров. О школе не могла и думать: письменность мордва получила только после Великой октябрьской революции, так как ранее школ и письменности на родном языке не существовало.

Так жили многие, но… была в Ефимии интересная особенность: знала она великое множество народных песен, сказов да преданий и умела хорошо их петь и рассказывать. А потом стало ей тесно в привычных рамках, и попробовала Ефимия сама что-то сочинять. Ни единой буковки не знала девушка, грамотность для крестьянки-мордовки из бедной семьи была мечтою запредельной. А потому Ефимия попросту запоминала то, что сочинила. И однажды, исполнив песни и сказы собственного сочинения, увидела, что люди приняли их, будто так и было. Так и повелось с тех пор. А еще прославилась Ефимия необычным даром-«плачем». В старину все значимые события жизни человека, особенно у мордвы, украшались обрядами, будь то рождение, свадьба или уход. И если радостные события не требовали великого эмоционального участия тех, кто исполнял обрядовые песни, то печальные - имели свои особенности. И вот стали люди примечать, что Ефимия так оплакивает умершего, будто провожает своего близкого человека. И началось то время, когда Ефимия прославилась как самая известная плакальщица и стала почетной гостьей на всех свадьбах, крестинах и похоронах.

Жанр «плача» очень интересен по своей природе. Не изучен этот жанр и до сих пор, и принадлежит он не только мордовскому народу. Древнегреческие вакханки, русские калики перехожие, даже рэп – это все разновидности плачей. «Плач» был даже у средневековых менестрелей. А обрядовая поэзия мордвы – очень древняя по происхождению и сложная по содержанию.

А потом встретила Ефимия и свою судьбу – Петра Кривошеева. Настоящая фамилия его была Стесин. А фамилию Кривошеевы подарил роду А.С.Пушкин. Случилось это так. В бытность того времени, когда Александр Сергеевич собирал материал о пугачевском восстании, на одном из постоялых дворов он познакомился с ямщиком Иосифом Стесиным. Иосиф привлек внимание поэта тем, что знал великое множество народных песен, причем как русских, так и мордовских, сказаний, преданий и легенд, а еще, виртуозной игрой на скрипке. Много времени Александр проводил с ямщиком, записывая за ним то, что тот рассказывал и исполнял. Перед тем как проститься, попросил Александр Сергеевич Иосифа исполнить одну забаву: проскочить на тройке через подожженную солому, сложенную кольцом да так, чтобы ни один волосок на голове Пушкина не опалился. Иосиф Стесин исполнил эту просьбу. За такую богатую информацию и за исполненную просьбу поэт наградил ямщика пятью рублями, что по тем временам было значительной суммой, и своим портретом с дарственной надписью и автографом. На эти деньги семья построила дом, а портрет бережно хранился, выставленный на всеобщее обозрение. Но однажды на хуторе, где проживала семья Стесиных, случился пожар, в результате которого сгорел весь хутор. В пожаре портрет погиб, спасена была только скрипка, которая помнила Александра Сергеевича. Впоследствии Ефимия Петровна рассказывала, что сама видела этот портрет. А еще на прощанье Александр Сергеевич пообещал Иосифу добиться для него и его семьи вольной, так как еще было крепостное право, и еще один дар. Дело в том, что Иосиф имел интересную особенность, а именно искривленную, по какой-то причине шею, и Александр Сергеевич решил, что отныне он и род его будет носить фамилию Кривошеевы. Иосиф не поверил и посмеялся над причудой барина. Но каково же было удивление семьи, когда пришла бумага, извещающая о даровании вольной и о смене фамилии, как и было обещано. С тех пор так и повелось, Стесины стали Кривошеевыми.

Петр Кривошеев, приходившийся Иосифу правнуком, стал кузнецом. Это был человек исполинского роста и такой же силы, но неимоверно добрый. Его так и прозвали Маяк-Петя, потому что откликался он на любую просьбу сельчан и помогал чем мог. Да и вообще доброта была семейной чертой Кривошеевых. Ефимия выхаживала больных и помогала соседям.

В семье Ефимии и Петра Кривошеевых родилось 11 детей, но в живых осталось только четверо, а семь умерли от голода и болезней. И все свое материнское горе Ефимия выразила в плаче «Как мне горе свое выплакать?»

« Вас одиннадцать народила я,

К свету радости всех растила я,

Где одиннадцать моих деточек?

Вас осталось мне только четверо…

Как я выскажу, как напомню я,

Каким голосом горе выведу,

Пять лебедушек дочерей моих,

Два орла-сынка похоронены…

Не вместить печаль в песню скорбную.

Мне не вылить боль с в слово гневное,-

Мое сердце жжет горе-озеро,

Клонит спинушку гора тяжкая.»

В 1918 году умирает и муж Ефимии Петровны Петр. После его смерти Ефимия Петровна жила у своих детей, помогая в домашнем хозяйстве. Была у Ефимии и Петра Кривошеевых большая мечта – дать образование детям. И мечта эта исполнилась. Старший Никифор стал известным врачом, лауреатом Сталинской премии, положившим начало медицинской династии Кривошеевых, насчитывающую уже 4 поколения врачей с мировым именем. Иван стал талантливым математиком, дочь Александра пошла по партийной линии, а вот Илья воплотил в себе и продолжил талант матери, став основоположником письменной поэзии эрзян.

«Ефимия Петровна Кривошеева вошла в сознание культурной и художественной общественности Мордовии, как признанная, выдающаяся народная сказительница» - так оценили ее творчество исследователи мордовской культуры. А устное поэтическое творчество мордовского народа настолько богато, своеобразно и высокохудожественно, что привлекло внимание не только исследователей своей страны, но и зарубежных ученых: лингвистов, фольклористов и этнографов.

Недаром говорят, что настоящий поэт, истинный певец народной культуры, должен пережить вместе с ним тяготы и лишения. Так и Ефимия Петровна разделила горькую участь бесправного, забитого, униженного мордовского народа. Все она испытала на себе: тяжесть подневольного труда, горечь постоянной нищеты, смерть детей от голода и невозможности оказать медицинскую помощь, смерть мужа от непосильного труда, неуверенность в завтрашнем дне. Но ничто не могло сломить ее духа, любви к жизни, веры во все хорошее и, главное, преданности и любви к родной культуре.

Одаренная незаурядным поэтическим талантом, она унаследовала вековую мудрость своего народа и лучшие традиции устной словесности. И даже в ранний период своего творчества Ефимия не ограничивалась простым пересказом –перепевом услышанного ранее, а вносила в традиционные тексты свое, личное, пережитое и чаянное…

Из уст ее многие произведения записывал сын, Илья Петрович. От матери получив любовь к таланту своего народа, Илька-Морыця (Илья-Певец, таков творческий псевдоним поэта), записал, сохранил и опубликовал немало устных произведений матери. Эти произведения сыграли большую роль в создании Ильей Петровичем, его учениками и последователями, первых образцов мордовской литературы, литературы народа, лишенного вплоть до начала 20 века своей национальной письменности.

Ефимия Петровна, как никто другой из мордовских сказителей, умела сочетать прежние фольклорные традиции с новыми приемами подачи художественного слова, продиктованные развивающейся жизнью. Все прекрасное рождено в муках. Красивые песни и предания рождены у более угнетенных народов, потому и светлой печалью пронизаны они. Было время и у эрзянского народа, когда нельзя было петь на родном языке( так за песни на родном языке был избит урядником Первый Народный мордовский певец И.М. Яушев), говорить на нем, когда он забывался, когда его стыдились, и сама культура эрзи находилась на грани уничтожения.

А ведь у эрзянского народа такие красивые песни, такие красивые и мудрые легенды.

Венцом творчества Ефимии Петровны является ее знаменитый «Плач о Кирове». Сергей Миронович Киров – политический деятель советского периода нашей страны. Но не поэтому оплакала его смерть мордовская женщина, а потому что любил его простой народ. «Плач о Кирове» был выбит золотыми буквами в Ленинградском музее им. Кирова, облетел весь мир и внесен в золотой фонд мировой фольклористики.

Умерла Ефимия Петровна 24 июня 1936 года, в Саранске. На доме, где она жила последние годы, установлена мемориальная доска. Еще одной мечтой сказительницы была увидеть книгу своих произведений, но… книга вышла только через год после ее ухода.

В заключении хочется пожелать, чтобы такие имена не забывались, ведь именно они являются ценным фундаментом храма национальной культуры. Имена М.Е. Евсевьева ( кстати И.П.Кривошеев был его любимым учеником и помощником в изучении и сохранении национальной эрзянской культуры), И.М. Яушева, братьев Рябовых, С.Д.Эрьзи, многих заслуживающих величайшего почтения педагогов, деятелей науки и культуры Мордовии, должны быть на слуху, чтобы молодое поколение по-доброму гордилось деятельностью тех, кто прославлял Мордовию не за звания, а только из-за любви к богатой культуре родной земли.