Как известно, на заупокойные богослужения, например в родительские субботы ( в 2022 году Вселенская родительская суббота будет 26 февраля), в храм приносится коливо. Этот обычай начал возобладать с четвертого века. До этого на заупокойные богослужения приносили хлеб и вино с маслинами и рисом, либо сыром. Это всё приносилось в милостыню, и те, кто брал что-то из этих продуктов, молились, говоря, «блаженная ему (или ей) память».
Вы читаете отрывок из пятого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях
То же самое значение имеют маленькие хлебцы или кофе, которыми в Греции угощаются присутствовашие на заупокойном богослужении после его окончания — чтобы те, кто берет угощение, помолились: «вечная ему или ей память».
Коливо, то есть варёная пшеница, вместе с другими плодами и добавками, с которыми она смешивается, имеет, дорогие братья и сестры, очень глубокий смысл. Сеяние и прорастание пшеницы символизирует смерть человека и его воскресение из мертвых. То есть, подобно тому, как земледелец бросает пшеницу в землю, и она туда попав, начинает гнить, разлагаться, почти полностью исчезает, однако не гибнет, не пропадает.
Проходит несколько месяцев и оно прорастает и вырастает прекрасней, чем было. И приносит плод.
Так вот и человек, который умирает: его тело оказывается в земле, его в неё хоронят, там оно тоже сгнивает и разлагается, подобно зерну пшеницы, но мы веруем в то, что подобно тому, как прорастает семя пшеницы, так и тело усопшего человека в какой-то день воскреснет, и будет прекраснее, чем раньше, дабы получить новую жизнь нетленную и вечную.
И вот именно для этого мы и освящаем коливо во время заупокойных богослужений — чтобы пшеница напоминала нам о воскресении мертвых.
Афонский рецепт колива. Взять дробленую пшеницу, для более быстрого приготовления. Варить ее до тех пор, пока зерна не начнут разбухать. В некоторых афонских кельях дробленую пшеницу не варят, а заливают на ночь кипятком в термосе, за 4-5 часов она вполне разваривается. Откинуть на дуршлаг, дачь стечь всей воде, а затем ещё и отжать в чистой марле. Смешать с тертыми сухарями, чтобы зерна пшеницы не слипались между собой, и добавить следующие компоненты: тертый грецкий орех, жареный тертый миндаль, жареный тертый фундук, жареный тертый кунжут (сисами), немного изюма, немного порошка корицы. Выложить эту смесь на блюдо для колива и умять сверху ладонями. Затем ровно посыпать тертыми сухарями, покрыть сверху бумагой и снова умять сверху ладонями. Убрать бумагу и посыпать обычным крупным сахарным песком (именно песком, а не сахарной пудрой). Повторить трамбование через бумагу, водя по ней стеклянной бутылкой или ладонями. Смешать сахар с корицей и из этого порошка сделать сверху изображение креста или празднуемого святого.