26 января депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). Положения нового закона предусматривают возможность голосования на выборах всех уровней без посещения избирательного участка и без использования бумажного бюллетеня. Отдать свой голос теперь можно будет с помощью смартфона или любого другого гаджета. Чем повсеместное введение ДЭГ грозит для политической системы страны, разберемся в этом материале.
1. ДЭГ = скандал?
У электронного голосования в России есть уже своя небольшая, но довольно-таки яркая история. Впервые ДЭГ было опробовано в 2019 году на выборах в Московскую городскую Думу, и даже учитывая ограниченный характер его применения, без скандала не обошлось. В избирательном округе №30 результаты электронного голосования оказались прямо противоположны итогам голосования бумажными бюллетенями, из-за чего оппозиционный кандидат Роман Юнеман проиграл выборы кандидату от "Единой России".
В 2021 году на выборах в Государственную Думу скандал из-за применения электронного голосования оказался куда более масштабным. Использование системы ДЭГ в Москве привело к тому, что в 8 из 15 одномандатных округов столицы, в которых до этого лидировали кандидаты от КПРФ, в итоге победили "единороссы". То есть электронное голосование полностью перевернуло итог выборов даже там, где отрыв оппозиционного кандидата от кандидата из партии власти был значительным. Коммунисты не признали результаты выборов, подали в суд и даже провели не разрешенную властями акцию протеста в центре Москвы. Но результаты выборов так и не были отменены.
Значит ли это, что электронное голосование в России полностью фальсифицируется? Я бы не стал утверждать это столь категорически. Ведь ДЭГ использовалось на выборах в Государственную Думу не только в Москве, но и еще в ряде регионов, и там по большей части результаты электронного голосования мало чем отличались от голосования на избирательных участках.
Но вот что действительно настораживает, так это возможность переголосования электронным способом. По крайней мере, в Москве этой опцией воспользовались почти 100 тыс. человек. Учитывая, что московские (и не только) бюджетники массово жаловались на то, что работодатели заставляли передавать им пароли от своей учетной записи в "Госуслугах", то возникает законный вопрос: не пользовались ли опцией переголосования для того, чтобы "скорректировать" волеизъявления граждан, отдавших свой голос через интернет? И возможно ли повторение такого сценария в масштабах всей страны? На эти вопросы у меня пока нет ответа.
2. Что предусматривает закон?
Что касается принятого 26 января законопроекта, то он предоставляет возможность использования ДЭГ на выборах всех уровней власти - для федеральных и региональных кампаний на основе платформы ГАС "Выборы", для местных выборов - на местных онлайн-площадках. Очевидно, что внедрение электронного голосования будет продолжаться и захватывать новые регионы. Полагаю, что это мы увидим уже на сентябрьских выборах 2022 года.
При этом, не стоит думать, что уже в этом году везде будут голосовать электронно. Внедрение ДЭГ будет поэтапным, причем в крупных регионах его введут быстрее, чем в небольших субъектах федерации. Это же касается и муниципалитетов. Крупные муниципалитеты, такие как Новосибирск или Екатеринбург, наверняка быстро создадут необходимые онлайн-площадки для электронного голосования, а вот в городах поменьше этот вопрос, скорее всего, затянется. Про сельскую местность и говорить нечего - там все останется по-прежнему.
3. А что в мире?
К слову говоря, отношение к электронному голосованию во всем мире остается скептическим. Еще в 2009 году Конституционный суд Германии запретил электронное голосование в стране, ссылаясь на то, что результаты таких выборов невозможно проверить, а подтасовки итогов весьма вероятны. И это в Германии, где нет традиции фальсифицировать выборы, где существует конкурентная многопартийность и нет подмявшей под себя всю властную вертикаль "ведущей" партии.
Впрочем, есть и другие примеры из мировой практики, когда использование электронного голосования было признано удачным, например в Эстонии. Но поскольку власть в этой прибалтийской республике регулярно сменяется, а одна правящая коалиция сменяет другую, то ни у кого не вызывает подозрений, что выборы как-то фальсифицируются. Доверие к избирательной системе - одно из главных условий для проведения демократических выборов. Но у России, как всегда, свой путь...