Найти тему
Православная вера

«Иисус говорил, что конец света произойдет еще при жизни Его современников. Почему этого не случилось?» Отвечает священник

Добрый день, дорогие наши читатели!

Прозвучал вопрос следующего характера:

«Иисус неоднократно говорил о конце света, в том числе что он произойдет еще при жизни Его современников. Почему же этого не случилось?».

Поселок Черкизово, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Поселок Черкизово, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Отвечает священник Евгений Мурзин:

- Действительно, в словах Иисуса Христа, отраженных евангелистами, несколько раз встречаются описания событий, которые ознаменуют закат мировой истории. Среди них — оскудение веры, умножение злобы и ненависти людей, эпидемии, появление лжепророков, войны, бедствия и катастрофы космического масштаба. Из Откровения Иоанна Богослова, или, иначе, Апокалипсиса, мы дополнительно узнаем о таком признаке последних времен, как воцарение антихриста и обстоятельствах гонений на верующих.

Также в Евангелии говорится, что в завершение всего произойдет второе явление в мир Спасителя — но уже не тем скромным потаенным образом, как это было во время Его рождения в вифлеемской пещере, а принципиально иначе: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого, — пишет евангелист Матфей (Мф 24:27). Ну а дальше состоится Страшный суд, приблизительное представление о котором дает одноименная евангельская притча об агнцах и козлищах.

Однако Иисус Христос нигде не говорит о точных сроках конца света. Скорее, наоборот, Он подчеркивает, что это — величайшая тайна, которая ведома только Богу: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36). Поэтому Он призывает сохранять духовную трезвость и быть готовыми в любой миг предстать перед Господом.

Откуда же взялось представление, что Спаситель предсказывал наступление конца света и Свое Второе Пришествие уже вскоре после Своей смерти и воскресения?

Как правило, в пользу этой точки зрения приводят следующие высказывания Иисуса:

  1. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф 16:28).
  2. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет (Мф 24:34; Мк 13:30). Эта фраза следует в Евангелиях от Матфея и от Марка сразу за описанием Второго Пришествия.

В чем же здесь загвоздка?

Что касается первой цитаты, то из контекста евангельского повествования совсем не следует, что она имеет отношение ко Второму Пришествию. В шестнадцатой главе Евангелия от Матфея в беседе с учениками Христос постепенно открывает перед ними тайну Своего искупительного подвига, а также подтверждает слова Петра о том, что Он — Сын Божий.

Но апостолам еще трудно вместить это откровение. Только что исповедавший Иисуса Сыном Божьим Петр начинает прекословить своему Учителю, отвергая Его слова о страданиях и смерти. И тогда Спаситель говорит о несении креста, о следовании за Ним, о том, что нужно делать ради спасения души и в конце произносит приведенную выше фразу о Сыне Человеческом.

Этот образ был хорош знаком иудеям, читавшим Священное Писание. Он берет начало в Книге пророка Даниила, где Сын Человеческий описывается как будущий спаситель мира, чье владычество будет вечным, а царство не разрушится (см. Дан 7:14). Но несмотря на то, что Христос более 60 раз называет Себя Сыном Человеческим, должно было пройти время, чтобы хотя бы некоторые из апостолов смогли осознать и удостовериться, что Иисус — тот самый Сын Человеческий, Мессия и Спаситель, о Котором говорили пророки. Этими учениками были сначала Петр, Иаков и Иоанн, ставшие свидетелями Преображения Господня и услышавшие голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5).

Вместе со Спасителем в мир пришло и Его Царство. С тех пор и доныне оно представляет собой ту таинственную реальность присутствия Божьего, войти в которую может каждый человек, уверовавший во Христа. Об этом духовном зрении, дающим верующим возможность увидеть Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем, то естьузнать Спасителя, принесшего на землю Царство Небесное, и говорит Христос.

Слова же Иисуса Христа о «роде сем» имеют двойное толкование. Дело в том, что т. н. эсхатологическая речь Спасителя (эсхатология — от греческого слова «эсхатос», учение о последних событиях, то есть о конце света) включает в себя два повествовательных пласта — пророчество о конце света и разрушении Иерусалима, которые содержательно переплетены друг с другом.

Разрушение Иерусалима римлянами произошло в 70 году и сопровождалось гибелью Храма. Для многих свидетелей это было страшным событием, прообразом последних времен. В этом смысле, как писал преподобный Иустин Попович, фраза о «роде сем» может быть одновременно отнесена как к современникам Христа, ставшими очевидцами разрушения величайшей святыни Ветхого Завета, так и в широком смысле к христианам, которые доживут до конца света.

Источник: Православный журнал "Фома".

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарим вас всех за внимание, дорогие наши читатели.

Делитесь вашим мнением, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал

Всего вам доброго, до следующей статьи!