Дмитрия Маркова давно уже называют главным современным фотографом-документалистом России. Он скрупулезно фиксирует повседневную жизнь обитателей мегаполисов и маленьких провинциальных городков, и в этой фиксации гораздо больше подлинной любви и сострадания к людям, чем в парадных снимках новостных агентств. Мы поговорили с фотографом о тонкостях профессии, выгорании и волонтерстве.
О Маркове узнали, когда Юрий Дудь посвятил ему пост в инстаграме, после чего у фотографа прибавилось несколько сотен подписчиков. Широкая известность пришла уже после интервью тому же Дудю и «Редакции»; сегодня инстаграм Маркова насчитывает 860 тысяч подписчиков.
Кому-то его работы открывают глаза на жизнь российской провинции, кому-то напоминают о детстве, проведенном в глубинке. Среди эмоций и впечатлений, возникающих при просмотре фотографий, пожалуй, самое частое, универсальное — удивление от идеально пойманного момента. Иногда и вовсе кажется, что люди позируют фотографу. Откуда же берется эта мнимая легкость?
«Сегодня мне так же сложно снимать людей, как и пятнадцать лет назад, когда я только начинал фотографировать. Если в кадре есть легкость и простота, то это совершенно не значит, что было легко в процессе его создания. Творчество это вообще постоянное преодоление себя», — объясняет Марков.
Дмитрий Марков снимает на телефон, чтобы не смущать героев своих фотографий. Может быть, именно в этом и кроется секрет гармонии в кадре, — ведь там нет ничего специально выстроенного. Портреты людей получаются живыми, ситуации — естественными, пейзажи — узнаваемыми. Места для съемок фотограф не подбирает заранее, больше полагаясь на интуицию:
«Я давно перестал подбирать места и планировать поездки. Жизнь и обстоятельства сами куда-то приводят. В конце концов, для моей фотографии не так важна локация: в прошлом месяце снял пару сюжетов между своим подъездом и соседним „Магнитом”».
Чужие драмы, свидетелем которых иногда становится фотограф, унылые пейзажи, выцветшие «панельки», кажется, способны легко погрузить в хандру и довести до выгорания любого. Но только не Маркова, для которого реальность бытия и есть самое важное в жизни.
«Фотографирование (мое, по крайней мере) не приводит к выгоранию. Напротив, это процесс, несмотря на свои сложности, достаточно медитативный. Летом, во время светового дня, могу километров 20–25 нагулять по улицам. У меня нет тоски после поездок по провинции. В регионах мне гораздо комфортней, чем в столице», — признается фотограф.
Критики часто обвиняют его в том, что он показывает Россию с неприглядной стороны, очерняет ее. Находятся комментаторы, которые полагают, что в мир нужно нести только позитив и парадную красоту. Марков же, напротив, считает, что неказистые виды и люди со сложной судьбой рождают библейские сюжеты, главное в которых — способность к состраданию.
А последнему Марков стал и сам учиться, когда в 2005 году его пригласили поснимать в детский дом. Тогда он решил всерьез заняться волонтерством. Фотограф работал в Пскове с детьми-сиротами из коррекционных детских домов, состоял на должности воспитателя в детской деревне «Федково», сотрудничал с другими благотворительными фондами и социальными учреждениями. Сегодня продолжает снимать для фонда «Такие дела» и других организаций, помогая им с информационным сопровождением, и иногда говорит о том, что молодые люди обязательно должны посвятить год-другой жизни волонтерству.
Недавно Марков выложил в инстаграме серию фотографий детей из детского дома, и в комментариях под постом развернулся настоящий сериал: подписчики интересовались судьбой этих детей, строя догадки, чаще не самые оптимистичные. Пока один молодой человек не написал: «Вот это да…На втором фото я». И в этот момент зрители как будто оказались в студии программы «Жди меня». Вот так иногда удивительно, на грани магии, работает документальная фотография — заполняет лакуны и восстанавливает разрушенные звенья социальной ткани.
Дмитрий Марков в своих работах фокусируется на самой жизни, она стоит во главе всего. Может показаться, что он фотографирует исключительно суровую социалку, но это не так: есть у него и пейзажи, и комичные сценки, и отсылки — иногда прозрачные, а иногда едва считываемые — к советскому культурному наследию… Так, ценители творчества фотографа проводят параллель между стилистикой его работ и картинами художника Александра Дейнеки.
«Я — фотограф, и мой язык — язык изображения. С годами и опытом, наверное, просто видишь больше сюжетов в обыденном, там, где многие проходят мимо. Личная рефлексия находится в области визуальных смыслов, которые не передать словами», — объясняет Марков.
Еще он считает, что важно развиваться не только в фотографии, но и в других областях, поэтому попробовал себя в роли ведущего. С конца 2020 года по апрель 2021-го Марков вместе с Полей из деревки вели проект «Редакции» «Антитревел», посвященный путешествиям по отдаленным уголкам России с многообещающим слоганом: «Куда обычные люди за свои деньги не ездят». По признанию фотографа, это не всегда было легко:
«Конечно, непросто было на четвертом десятке оказаться по другую сторону объектива, но в результате я получил полезный и интересный опыт».
Большинство работ Маркова можно посмотреть в его инстаграме, но, как говорит сам фотограф, все хрупко и непостоянно. Поэтому спустя пять лет после первого фотоальбома «Черновик» он презентовал второй сборник лучших снимков — «Россия в квадрате». Фотограф хочет, чтобы эти снимки всегда были доступны тем, кто видит в них что-то родное. Такие зрители самые ценные и любимые — те, кто «вспоминает прошлое или угадывает настоящее».
Напоследок хочется процитировать слова нашего героя, сказанные в этом интервью: «Если у автора есть компетенция в какой-то области, то это дает отличную возможность привнести в свои карточки особое содержание». Чем не универсальный совет всем, кто ведет свой блог: используйте личный опыт и тренируйте деликатный, уважительный взгляд. Что до средств съемки, то простая камера телефона заменит любую сложную оптику. Этому нас учат снимки и сам метод Маркова, и если вы будете столь же внимательно всматриваться в окружающую действительность, то тогда, вполне вероятно, будут появляться и интересные герои, и сюжеты, которые можно воплотить хоть в иллюстрациях для блога, хоть в отдельных историях.
Подготовили Марианна Курки и Дмитрий Брисенко