Старость к нашей собачонке подкрадывалась постепенно. Шерсть и даже усы поседели. Рада становилась всё менее подвижной, уже не прыгала до потолка при встрече, а просто выбегала и махала обрубком хвоста. Потом стала выходить навстречу. Затем стала выходить степенно, неторопливо. У Рады ухудшился слух и мы стали незамеченными проникать в квартиру, пока собачонка сладко спала в дальней комнате. А потом вдруг увидев наши ноги, Радка выскакивала из будки и демонстрировала радость и веселье от того, что мы так неожиданно появились дома.
В морозы наша сибирячка категорически отказывалась выходить на улицу. Иногда Ваня наряжал её в комбинезончик и выманивал зимой на прогулку, пока было не слишком холодно, но Рада останавливалась около двери в подъезд, поджимала одну лапку, затем вторую и падала на бок, дрожа от холода. Приходилось подбирать эту хитрюгу и нести домой отогреваться. Со временем Рада стала сокращать длительность прогулок не только зимой, но и весной, и осенью. Она поджимала правую заднюю лапку и кандыляла домой, даже не выйдя со двора. Ветеринары диагностировали артроз. На пробежки Рада больше не ходила, игрушки стала игнорировать и мячики по всей квартире больше не гоняла, но завела новую привычку: увидев, что кто-нибудь из нас делает зарядку, она подходила к физкультурнику, вставала рядом и, отпятив филейную часть, тянулась, пока косточки не хрустнут. Для своего солидного возраста Рада была вполне бодра.
В июле 2020 года на животе у собачки появилась какая-то шишка. В нашем доме располагалась ветеринарная клиника, но мы с работы возвращались после её закрытия, поэтому врача навещали по субботам. Выбрали время и привели Раду к доктору. Ветеринар выяснила, что появление шишки на поведении собаки не отразилось, она ела с аппетитом, гуляла с удовольствием, пощупала шишку - Рада никак не отреагировала.
- Это жировик. - сказала ветеринар.
- А что с ним надо делать? - уточнила я.
- Ничего. Наблюдайте, если жировик изменится, то приведёте на приём. - пояснила врач и пригласила следующего пациента. А мы продолжили жить в счастливом неведении.
В сентябре шишка резко увеличилась в размерах и на очередном внешнем осмотре ветеринар диагностировала рак молочной железы, предложив при этом срочную операцию. Поскольку ветеринар оба раза осмотр производила «на глазок», не делала никаких исследований, то и доверия не вызвала.
Мы с Ваней стали искать своего ветеринара. Войдя в интернет, в поисковике я забила фразу: «Ветеринар-онколог в Красноярке», выписала названия и телефоны пяти клиник, обзвонила все и записала Раду на приём. Женя находился в Хакасии у родителей, поэтому записывала Раду я на выходные или на вечер и мы с Ваней возили её вместе.
Ветеринар во второй клинике подтвердила, что у Рады рак и уже две опухоли, одна из которых совсем небольшая, пояснила, что нужно делать операцию, но одиннадцать лет для такой собачки - это солидный возраст и результат никто гарантировать не может. А затем, и за это я ей очень благодарна, рекомендовала показать нашу собачонку другому онкологу, предоставив телефонный номер клиники.
Я записала Раду на приём к Николаю Анатольевичу и мы с Ваней были приятно удивлены его уровнем профессионализма и силой любви к животным. Рада в его руках вела себя на удивление спокойно и видно было, что Николаю Анатольевичу она доверяет так же, как и членам своей семьи. А он чётко, уверенно и спокойно поставил предварительный диагноз, взял пункцию, назначил обследования перед операцией. Он был уверен в том, что делает, определил последовательность наших действий, назначил собачке диетическое питание. Его уверенность и системность действий, спокойное поведение собаки в его руках, рождали доверие. Поэтому, когда мы с сыном вышли из клиники, я сказала: «Ваня, я отменю остальные консультации. Кажется, мы нашли своего врача.»
И Ваня со мною согласился.
А дальше был тяжёлый путь к ремиссии: мы прошли все обследования: сдали кровь на анализ, сделали рентген в двух проекциях, прошли узи сердца, привозили Раду на капельницы, чтобы подготовить к операции. Когда Николай Анатольевич сказал, что Рада готова и назначил дату операции, то собачонке резко заплохело. Операцию Николай Анатольевич перенёс и собаку снова стали прокапывать. Во второй раз Рада опять не дала себя прооперировать, потому что у неё сильно воспалилась большая опухоль. Николай Анатольевич опять отменил операцию и пояснил, что если прооперировать сейчас, то собака проживёт не больше десяти дней. Мы порадовались, что не доверили Радку другому ветеринару, которая намеревалась сделать операцию при воспалённой опухоли.
Поскольку прооперировать нашу собаку не получилось, Николай Анатольевич назначил химиотерапию, рассчитал дозу и в начале ноября 2020 года Рада получила четырёхчасовую капельницу. А затем ещё месяц мы носили собачку на внутривенные капельницы и уколы, поддерживающие в ней жизнь. Потому что после химиотерапии у неё стали отказывать почки, появились проблемы с поджелудочной железой и печенью. Если не было необходимости ставить внутривенные капельницы, то мы старались обходиться своими силами. Ваня научился ставить подкожные капельницы. Я научилась делать уколы. Рада покорно и терпеливо сносила все процедуры, глотала таблетки, но почти не ела, была вялая и несчастная, и шерсть у неё поредела.
Друзья и знакомые, знающие о наших проблемах говорили, чтобы мы не мучили собаку и усыпили её. Бабушка Надя просила не усыплять Раду. А Николай Анатольевич продолжал назначать процедуры. И мы продолжали их выполнять, то надеясь, что собаке станет лучше, то уже ни на что не надеясь. Мы делали всё, что было в наших силах. И к началу декабря 2020 года заметили, что Раде стало лучше. Николай Анатольевич на очередном приёме подтвердил, что наступила ремиссия.
Весь 2021 год Раде оказывалась паллиативная помощь. Мы впрок закупали необходимые ей лекарства, чтобы при необходимости сразу же поставить инъекцию или подкожную капельницу, не дожидаясь усиления симптоматики. И каждый месяц возили на приём к Николаю Анатольевичу, который с удовлетворением констатировал, что у Рады всё хорошо. В клинике нас с Радой узнавали все работники и даже запомнили её кличку, хотя поначалу ещё путали и говорили, что пришла собака, то ли Радость, то ли Сказка.
В августе 2021 года мы встретились в клинике с коллегой Николая Анатольевича, которую давно не видели и Анна Александровна увидев нас, воскликнула:
- Радость ещё жива? Я очень рада!
В декабре 2021 года на очередном приёме у ветеринара мы встретили женщину с сыном, которые принесли на приём свою собачку породы чихухуа. Их собаке тоже диагностировали рак. Хозяйка поделилась переживаниями и я убеждённо сказала:
- Вам повезло! Вы нашли Николая Анатольевича и теперь у вас обязательно всё будет хорошо!
Мы гордились своей собачонкой, потому что Рада - настоящий боец! И по-прежнему дарила нам свою любовь.