Увы , но приходится говорить не о чем-то хорошем, достойном, стоящем, а об очередных скандалах, «тёрках» театральной тусовки. Именно «театральной тусовки», так как иначе их назвать нельзя.
Есть какая-то мера, разумность, здравый смысл во всем. В нашей жизни это повсеместно. Вряд ли вы будете тратить свои собственные деньги без оглядки и без ума. Вы обязательно взвесите все «за» и все «против», и только тогда что-то купите, вложите, продадите. Так же и в нормальном бизнесе. Но почему-то такая разумность часто отсутствует в раскрученных, звездных театрах, которые тратят деньги, на мой взгляд, как-то уж просто, и как-то уж много.
А есть еще и другой аспект. Это какая-то сдержанность. Сдержанность в своих гонорарах, в показухе, во многом другом. В Европе вы не увидите такой показухи. Не увидите, чтобы богатый и обеспеченный человек всем бы показывал свое богатство. Там самое главное скромность. Еще скажу, что в Европе уровень жизни на порядок выше. И вот вам небольшой факт. Стоимость билетов на один из спектаклей знаменитого Комеди-Франсез от 5 до 43 евро. То есть наивысшая цена в районе 4 т.р. Это при том, что и пенсии и зарплаты у них выше. Но это все было вводной частью. А сейчас о главном.
В театре им. Ермоловой под руководством Олега Меньшикова очередной скандал. Я в эти дрязги сознательно не хочу вникать. Пусть кувыркаются как хотят в своей тусовке. Если кратко, то в театре ставили спектакль «Двенадцатая ночь, или всё что угодно» по Шекспиру. Ставил режиссер Олег Долин полгода. Потом Олега Долина отстранили от постановки. Олег Долин возмутился и посчитал, что у него украли спектакль и опубликовал открытое письмо. В ответ ему Олег Меньшиков опубликовал свое видео обращение.
Но в этом видео обращении меня заинтересовала произнесенная художественным руководителем театра сумма потерь театра от срыва выхода спектакля. Это тридцать два миллиона рублей. Про остальное говорить не хочу. Тема этой статьи только деньги. Все остальное это их дело.
И я спрашиваю вас, чтобы вы могли сделать за 32 миллиона рублей!? Наверняка у вас есть музыкальные и художественные школы, творческие коллективы, спортивные тренеры, детские учреждения и приюты для животных, которые нуждаются хотя бы в небольшой помощи. И представьте сколько всего можно было бы сделать на эти деньги! Я отвечу проще. На 32 миллиона рублей можно было бы поставить 32 спектакля, а не один! А возможно, что и все 50 спектаклей!
Итак, театр им. Ермоловой, если не выйдет премьера, потеряет эти деньги. Но давайте будем справедливы и решим так, что часть этих денег — это те деньги, которые надо вернуть зрителям, за купленные билеты. Запланировано несколько спектаклей и цены там ого-го. На 1-й ряд амфитеатра — 10 000 р.! На 10-й ряд партера 12 000 р.! На 4-й ряд партера все 15 000 р.! Причем, что странно для меня - все билеты раскуплены Пусть это будет 10-15 млн. рублей, которые театр должен будет вернуть зрителям. Но все равно остается целых 17 миллионов. И большой вопрос — куда уходят такие деньги!? Я замечу, что 17-20-30 миллионов рублей это нормальная цена создания спектаклей для центральных московских театров. Да! Они столько тратят. Это можно увидеть по сайтам гос.закупок, где какой-то очередной творец за то, что воздвигнет стог сена посреди сцены в виде декорации, отписывает себе пару миллионов. Или когда за только эскизы костюмов к спектаклю могут заплатить тоже пару миллионов. Само собой и режиссер и многие другие себя в таких театрах не обделяют. Вот в этом конкретном спектакле театра им. Ермоловой играют «звезды» - Олег Меньшиков, Александр Петров, Александра Бортич и другие. Наверняка, репетиционный процесс был не бесплатным и оплачивался актерам с учетом их «звездного» статуса. Поэтому и стоимость таких спектаклей, выпуска таких спектаклей очень дорогая. Режиссеру надо заплатить много, артистам звездным — много, художникам — много, декорации и костюмы создать — у них тоже много. А еще надо и рекламу учесть, и печатную продукцию и куче всяких прилепал заплатить. Вот вам и 32 миллиона. И Олег Меньшиков не стесняется и говорит эту сумму как обычную, как само собой разумеющеюся.
А я напомню, что в этом театре уволили недавно простых актеров. Стариков уволили, которые этому худ. руку были не нужны и как баласт висели на его шее. Он не стал их задействовать в своих спектаклях, не стал с ними встречаться (как говорят), а просто уволил. Но давайте просто посчитаем, сколько это увольнение принесло пользы этому театру. Скандалы — это уже плохо. А вот по деньгам!? 20 актеров было уволено. Ну получали они по 20 т.р. в месяц, плюс налоги. И получается, что для театра в год это всего около 7 млн. рублей. И сравните эту сумму с 32 миллионами рублей или с зарплатой самого худ. рука этого театра. Я сумму зарплаты не буду приводить, но поверьте, что эта сумму достойная.
А теперь о более важном и существенном. Спектакль «Двенадцатая ночь» я хорошо знаю. Мне могут возразить, что это Шекспир, там требуются костюмы, и поэтому все так дорого получается. Так вот, я видел как создавался такой спектакль по этой пьесе в одном из нецентральных московских театров. Да, это костюмный театр. И было пошито много красочных костюмов, шляп, обуви. 16 персонажей! Были сделаны предметы мебели, реквизита. А еще и парики. В том нецентральном московском театре была проведена большая работа. И репетиции, и шили костюмы (там есть свой пошивочный цех). Так вот, все вместе (услуги режиссера, художника, изготовление костюмов и декораций) стоило театру не более одного миллиона рублей! Представьте себе! И в этом театре этот спектакль идет до сих пор. И на него ходят люди и покупают билеты. Но почему-то в этом нормальном театре для нормальных людей умудрились поставить хороший, костюмный красочный и популярный у зрителей спектакль за небольшие деньги и еще умудряются его показывать зрителю, продавая билеты не по 10 тысяч рублей, как в театре им. Ермоловой, а за вполне разумные 600 — 1 100 р. И вспомните упомянутый мною Комеди-Франсез, где вы сможете купить билет на первые ряды всего за 40-50 евро, то есть за 4 000 р!
Я вам привел пример европейского театра и другого московского театра, где умудрились поставить Шекспира за умеренные деньги. Так почему же наши прославленные творцы так увлеклись!? Вы пойдете на спектакль театра им. Ермоловой за 10 тыс. рублей?
Эти товарищи из театральной тусовки превзошли уже всех. В Европе редки случаи, когда цены на билеты стоят 100-200 евро. Это исключительные мероприятия. Во многие театры и на многие концерты вы попадете за достаточно умеренную плату. Но только не у нас. У нас пишут сразу 10, 15, 20 тыс. за билет. У нас звездные актеры и режиссеры пишут себе огромные гонорары. За что!? Чем они все талантливее остальных!?
А вот в конце этой статьи самое интересное. Спектакль «Двенадцатая ночь» вообще-то длинный. Шекспир не писал коротко. Идет три часа и более. Но почему-то в театре им. Ермоловой он идет два часа и без антракта. Это сейчас очень модно делать очень короткие спектакли. Ну зачем мучить своим творчеством эту изнеженную дорогую публику. Ведь им не Шекспир важен, и не театр, а отметиться на очередной тусовке. То есть можно предполагать, что в театре им. Ермоловой будет поставлен урезанный, сокращенный и скорее всего осовременный Шекспир.
Увы, приходится говорить о проблемах в театре. И прежде всего по одной причине. В то время, когда некие творцы тратят миллионы рублей на создание непонятных и странных театральных спектаклей, есть масса талантливых режиссеров, артистов, писателей, которым никто и никогда не выделит никаких денег!
И вот вам последний пример. Знаменитый и известный писатель и драматург Юрий Поляков несколько лет назад решил помочь молодым драматургам. Он решил помочь тем, кто пишет настоящие, хорошие, достойные пьесы для людей. Он выбил денег у Министерства культуры. Ему дали 5 миллионов в год. И Юрий Поляков стал проводить конкурс «Автора на сцену!». Условия у конкурса были такие, что десять выигравших в конкурсе пьес получат от государства 500 тыс. рублей. Но эти деньги получает не автор пьесы, а тот региональный театр, который их будет ставить. И театры в регионах ставили и ставят современные пьесы с этого конкурса. Скажу, что пьесы там хорошие и пишут драматурги талантливо. И что получается, что в регионе театры умудряются за очень скромные деньги ставить достойные спектакли. Получается, что и пьесы достойные есть, которые не стыдно ставить.
Но, конечно, какие-то 500 тыс. рублей для театра им. Ермоловой это копейки. Они все птицы более высокого полета. И Европу уже переплюнули, так как в зажиточной Европе таких цен и гонораров нет. Наверное на Америку ровняются. Там билет на бродвейское шоу стоит 100-150 долларов. Но мне кажется, что скоро и Америку наши творцы переплюнут.
А не слишком ли оторвалась наша театральная тусовка от реальности? Не слишком ли зажрались театральные деятели? И кому нужны эти их спектакли по такой стоимости билетов? Может, стоит помогать и поддерживать тех, кому реально нужна эта помощь. Может, стоит поддерживать настоящих артистов, режиссеров — тех, кто работает и трудится не для себя, а для искусства. И такие люди есть, и много. Но все они влачат жалкое существование работают на энтузиазме.
P.S.
Комментаторы к моим статьям писали, что театры надо перевести на самоокупаемость. Это не очень хорошая идея. По той причине, что прежде всего закроются именно те театры, которые работают для обычных людей. Останутся такие театры, как театр им. Ермоловой. Согласитесь, что вы не будете платить 10 тыс. рублей за билет. А вот тусовка будет платить и этот театр останется на плаву и наверное будет и коммерчески успешным, но вся его деятельность будет направлена на ублажение вкусов и нравов вот этой самой тусовки. И такое впечатление, что многие театры в столице уже специально работают только для тусовочной публики и считают такую работу искусством и с презрением относятся к обычным театрам. Увы, но и в театральном мире я вижу разделение на простых и на элитарных. И учтите одно, что в нашей стране, как и во времена Счастливцева и Несчастливцева обычные актеры работают и радуют нас в сотнях обычных российских театров за очень скромные и очень символические деньги. В то время как...
Несчастливцев. Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты - вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы...
Дмитрий Ластов
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС