Найти тему
Точка

Раннее развитие ребенка как новомодное веяние в воспитании. К чему оно приведет в долгосрочной перспективе

На самом деле, то, что я напишу сейчас, это не редкость и не единичный случай. Последнее время родители очень озабочены ранним развитием детей. Достаточно зайти в любой поисковик и набрать фразу "раннее развитие детей", и Яндекс выдаст вам 9 миллионов результатов, а Гугл - более 6 миллионов.

Скриншот запроса "раннее развитие детей в яндекс
Скриншот запроса "раннее развитие детей в яндекс

Совсем недавно родители буквально помешались на этом раннем развитии. Детские сады с углубленным изучением иностранных языков, особые методики, раннее обучение программированию до школы и прочее - зачем это надо ребенку сказать сложно. А то, что все это необходимо его родителям, это абсолютно верно.

Так чрезмерно усердствуя, родители перегибают палку. Вы, может, и удивитесь, но ситуация, когда мамы наказывают своих детей за пятерку с минусом - не такая редкая, даже если это никому не нужный предмет по типу ОБЖ, который не дает никаких прикладных знаний в жизни.

И самое грустное в этом даже не то, что такие родители стремятся воспитать чемпиона по фигурному катанию, великолепного пианиста или вундеркинда и сделать своего ребенка лучшим во всем, а в том, что приписывают его достижения себе. Вы можете со мной поспорить - ведь в каком-то смысле так и есть: они платят за занятия, одежду, смартфоны и компьютеры. Только вот другие платят тоже, но не требует ничего взамен.

Учебники, который может освоить ребенок, если с ним усердно заниматься
Учебники, который может освоить ребенок, если с ним усердно заниматься

Все это, конечно, хорошо и очень дискуссионно, но подобный тип поведения - лучший способ отстранить от себя своего ребенка.

Первая проблема, с которой столкнется такой ребенок рано или поздно: осознание того, что он утратил важную часть жизни из-за своих родителей, которую уже не вернуть. И так или иначе он будет вести себя так, как должен был вести себя раньше, а именно: беззаботно и инфантильно. И, конечно, лучше, чтобы это случилось в детском возрасте, чем во взрослом.

Если вы думаете, что поведение тех людей, про которых можно сказать, что они ведут себя "не по возрасту" обусловлено исключительно их врожденными особенностями, то вы ошибаетесь. Дети, прошедшие через раннее развитие часто стремятся наверстать свое детство или юность во взрослом возрасте или, наоборот, ведут себя еще старше, ответственнее и рассудительнее, что, впрочем, тоже не очень хорошо.

-3

Вторая проблема связана с тем, что, скорее всего, устав от постоянного стремления интенсивно развиваться, ребенок скорее всего покинет ту деятельность, которую выбрал для него родитель и уйдет в совершенно иную, никак не связанную с его прошлым опытом.

Третья проблема заключается в отсутствии социализации (этот новомодный термин стали употреблять повсюду), или опыта, который бы позволял эффективно для себя, а не для других взаимодействовать с окружающим миром. Именно этот опыт, а не интеллект, позволяет выстраивать эффективную коммуникацию и добиваться успеха.

Такие дети, когда вырастут, будут продолжать оставаться идеальными учениками и продолжать все делать так, как говорит тот, кто ставит себя выше них. Только вот выгоду будет получать не тот, кто прошел раннее развитие, а тот, кто жил обычной жизнью.

Четвертая проблема в том, что рано или поздно ваши дети отдалятся от вас, и, как правило, это происходит при первой же удобной возможности. Требовательные начальники еще никому не нравились, и потому таких стремятся поменять на более лояльных.

Ну и напоследок то, из-за чего все вышенаписанное не будет работать: если ваш ребенок сам стремится учиться, заниматься спортом, музыкой, рисованием, программированием и прочим, то для него любые занятия, в частности внеурочные, но, разумеется, со знатоком своего дела будут в радость. И вот именно в этом случае "раннее развитие" будет проходить во благо. Однако в таких семьях часто встречается совершенно иная ситуация: именно таких детей не развивают даже минимально. Почему так происходит сказать трудно. Скорее всего, потому что общество у нас до сих пор живет в соответствии с убеждением, что ребенок не имеет возможности решать до тех пор, пока он не стал совершеннолетним и именно до той поры родители не рассматривают его как отдельного человека, наделенного собственными устремлениями, целями и планами.