Найти тему

Метод репертуарных решеток в современной психодиагностике

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

-2

Техника репертуарных решеток — один из способов исследования личности в когнитивной психологии, разработанный Дж. Келли. Основывается эта техника на убеждении, что человек действует и мыслит в соответствии с индивидуальной схемой, построенной на конструктах. Конструкт — это пара субъективных, то есть используемых конкретным человеком, понятий, описывающих то или иное явление, качество личности и т. д. Любой мыслительный процесс, согласно этой теории, базируется на «движении» мысли от одного конструкта к другому. Отличие техники репертуарных решеток Келли от тестов-опросников весьма разительное и говорит в пользу первых. Репертуарные решетки подвижны, изменчивы, и их можно применять для изучения как узких аспектов, например, семейных отношений клиента, так и более глобальных, к примеру, восприятия общества и способности адаптироваться к его требованиям.

Ко-терапевтическая система «Келли» представляет собой методику углубленного исследования личности, в основе которой лежит техника репертуарных решеток Джорджа Келли, и является универсальным инструментом психолога и психотерапевта, облегчающим диагностику психологических проблем клиента, помогающим наметить пути психологической коррекции и мишени рациональной позитивной психотерапии.

-3

Методика позволяет широкому кругу специалистов решать ряд важнейших задач:

· понимание системы личностных конструктов клиента – уникального мира внутренних переживаний человека в его же собственных терминах, особенности самооценки клиента и характер межличностных отношений со значимыми людьми;

· целостная оценка состояния адаптационной способности человека с помощью введенных авторами теста новых продуктивных критериев оценки системы конструктов;

· выявление противоречивости жизненной позиции личности, которая может становиться причиной межличностных конфликтов, психосоматических заболеваний и нарушений невротического плана.

· выявление неэффективных поведенческих стратегий и патологических защитных механизмов. Процесс диагностики тесно сплетается с процессом коррекции, исследуя и осознавая систему конструктов в поддерживающем диалоге с психологом, человек может устранить противоречия, угрожающие нормальному течению психической адаптации.

Отдельными преимуществами методики являются:

· универсальность. Реализация различных подходов к исследованию личности: с позиции поведенческой, гуманистической психологии, или классического психоанализа. Каждый пользователь, независимо от своих теоретических воззрений, сможет использовать методику как психодиагностическую и ко-терапевтическую систему;

· возможность работы с самым разнообразным контингентом испытуемых.

Методика предназначена для широкого использования в следующих областях:

· В профессиональном консультировании : позволяет выявить важные представления, связанные с профессиональной деятельностью, возможно затрудняющие выбор профессии.

· В семейном консультировании: для выявлении жизненных позиций, представлений членов семьи, обнаружения и наглядного анализа их расхождений и совпадений.

· В работе с детьми и подростками: для выявления отношений в детских и иных коллективах, составления адаптационных программ.

· В психотерапии, медицинской и клинической психологии: для выявления отношений и представлений о проблеме, травме, болезни и лечении, оценки динамики психологического восприятия процесса взаимодействия с лечением.

· В организационном консультировании: для анализа системы отношений персонала организаций, в сопровождении тренинговых групп.

Авторы методики:

· В.М. Воробьев – к.м.н., автор более 100 научных работ, монографий и учебных пособий.

· Коновалова Н.Л. – к.п.н., доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

-4

Процедура тестирования включает в себя следующие этапы:

1. Планирование тестирования и настройка методики на соответствующий режим. На данном этапе необходимо определить, в каких целях будет использоваться методика (сфера применения, особенности испытуемых, специфика учреждения) и какой вариант тестирования предполагается (компьютерный или бланковый). В зависимости от этого выбирается конкретный репертуар персонажей (стандартный или нестандартный, их количество), который, в принципе, может быть любым. Психолог имеет возможность сформировать его самостоятельно.

2. Формирование списка персонажей. Стандартный репертуар основан на ролевых позициях личности Э.Берна (позиции «Я-Родитель», «Я-Взрослый» и «Я-Ребенок»). Данный репертуар ролевых позиций подходит для обследования большинства взрослых людей при самом широком круге психологических проблем. Он включает 9 персонажей, имена или социальные роли которых вносятся испытуемым в определенные ролевые группы. Кроме того, список персонажей дополняется персонажами «Я-идеальное», «Я-реальное» и «Я-детское».

3. Выявление конструктов. Конструктом может стать любое слово или словосочетание, имеющее два полюса (хороший-плохой, любит-не любит, открытость-замкнутость и т.д.), которыми испытуемому предлагается описывать свойства и качества заданных персонажей, в формате ответов на несложные вопросы.

4. Оценивание персонажей по конструктам. На данном этапе испытуемому предлагается оценить каждый персонаж по всем выявленным конструктам. То есть, все качества, свойства и характеристики, определенные ранее, применить к каждому персонажу, определив, подходит ли оно ему. Оценка выставляет простыми знаками «+» и «-».

Результаты тестирования отражают особенности представлений испытуемого, которые сформировались в результате общения с выбранными персонажами и влияют на его отношения с ними и другими людьми. Итоги представляются в виде наглядных графиков отношений, таблиц и процентных соотношений значимых корреляций, дополненными комментариями. Тестирование предполагает как компьютерное, так и бланковое проведение. В методическом руководстве представлены теоретические основы, назначение и сферы применения системы, подробно описана процедура психологической диагностики на всех ее этапах и содержание основных психодиагностических данных, конкретные примеры психологического консультирования. Отдельное место в нем занимают главы, посвященные интерпретации тестовых данных в форме развернутого психологического диагноза, психологической коррекции и психотерапии.

Подробнее о Ко-терапевтической системе «Келли» от Компании Иматон

-5

https://imaton.com/