Под гром оваций
Уйти, чтобы остаться
Если кумир умирает молодым, поклонники всегда надеются, что он просто инсценировал свои похороны и вдали от прессы тихо доживает свои дни. Тем более что в случае с Мэрилин Монро очень многое говорит в пользу этой версии...
Мэрилин Монро — мастер перформанса и гений пиара. Вероятней всего, она инсценировала свою смерть 5 августа 1962 года при помощи бывшего мужа, бейсболиста Джо Ди Маджо. Это было решение всех проблем: финансовых, карьерных, отношений с братьями Кеннеди. Монро жаловалась на слежку и опасалась за жизнь.
Гений пиара
Мистификация - суть образа Мэрилин Монро. Ее главный талант — в умении эффектно преподнести себя. Красота Монро - результат ежедневного труда, она не просто делала макияж, а накладывала грим.
Норма Бейкер никогда не отождествляла себя со своим сценическим образом, Мэрилин Монро. Как-то писатель Трумен Капоте заметил, как она пристально глядит на отражение в зеркале. На его вопрос Монро ответила, что смотрит на нее. То есть актриса проводила грань между сценой и жизнью.
Монро раздувала интерес к образу сексуальной глупенькой блондинки при помощи различных пиар-ходов. Например, журналист Эрл Уилсон с ее слов писал, что Мэрилин не носила нижнего белья. Предполагаемые романы с известными актерами, такими как Марлон Брандо, Ив Монтан, Фрэнк Синатра, Кларк Гейбл, часто обсуждаемые в прессе, были частью рекламных кампаний фильмов. Монро не раз подчеркивала, что не дотягивает до сексуального образа, оставаясь в душе обычной американкой, мечтающей о семье и детях.
Слухи о романе с президентом Джоном Кеннеди были нужны Монро для пиара. Ради этого она и пела 19 мая 1962 года в Мэдисон-сквергарден на празднике в честь его дня рождения. Чтобы пригласили, она подарила президенту золотые часы фирмы «Ролекс» с гравировкой. Монро этим пыталась спасти карьеру. Но скандал Кеннеди не был нужен, он попросил своего помощника Кеннета О’Доннелла избавиться от подарка.
Кумиром Монро была Джин Харлоу, звезда 1930-х, умершая от болезни на пике славы в возрасте 26 лет. Мэрилин предлагали сыграть Харлоу в фильме. Возможно, она воплотила ее в жизни. Таинственная смерть образа Мэрилин — тоже пиар-ход.
«Убегай, если хочешь, чтобы тебя любили», - нередко говорила Монро. В 1960-1962 годах произошел спад карьеры актрисы. Его не смогли предотвратить ни фотосессия в стиле ню в июле 1962 года, ни сплетни о романе с президентом. Монро было 36 лет, красота и молодость уходили.
В 1961 году Мэрилин много болела, почти не снималась. Удаленный аппендицит, последствия пневмонии (полученной после выступления в Южной Корее перед солдатами в легком вечернем платье), 2 выкидыша от внематочной беременности, удаление желчного пузыря сказались на работоспособности актрисы. Слухи о ее психических заболеваниях больше распускала кинокомпания, так как Монро употребляла барбитураты, чтобы заснуть и забыть о физической боли.
Монро вернулась в кино весной 1962 года и приступила к съемкам в фильме «Что-то должно случиться». За пару дней до этого у Монро начался гайморит. Врачи советовали отложить работу, больная Монро постоянно срывала съемки, а студия 20th Century Fox настаивала на фильме. 7 июня 20th Century Fox уволила Монро и предъявила ей иск в размере 750 тысяч долларов в качестве возмещения ущерба.
В интервью 4 июля 1962 года Монро оправдывалась за постоянные опоздания на съемки чисто потребительским отношением кинокомпании к актрисе. Из интервью видно, что она хочет избавиться от своего сценического образа. «Приятно быть предметом фантазии людей, но не менее приятно, чтобы тебя признавали такой, какая ты есть в жизни».
Подготовка к исчезновению
3 августа 1962 года Монро долго общалась со своим пиар-менеджером Пэт, возможно, просчитывала детали и эффект исчезновения. Накануне «смерти» отклонила предложения 2 друзей провести вечер вместе: некогда было, готовили с Джо мистификацию, но предусмотрели не все. По официальной версии, Монро приняла весь пузырек таблеток, но на многочисленных снимках спальни Монро в комнате не видно стакана воды, чтобы их запить.
В доме Монро в Брентвуде, хотя она прожила там почти 6 месяцев, в спальне практически не было мебели. Все вещи (сумка, косметика) лежали прямо на полу. И в других комнатах не стремились создавать уют, точно это перевалочный пункт перед бегством. В спальне все окна занавешены плотным черным сукном. Так легче делать что-то запретное.
Монро накануне своей «смерти» разговаривала с Синатрой и другими, никто не заметил надлома. Только нервозность, легко объяснимую предстоящей инсценировкой.
Домработница Монро Юнис Мюррей ночевала в ее доме, а позднее на суде она и врачи часто меняли показания. Сначала говорила, что ушла спать в полночь и позвонила доктору Гринсону только в 3 часа утра, когда проснулась и заметила свет под дверью спальни. Полицейские отметили неуверенность и уклончивость в ответах экономки. Хотя Юнис была ключевым свидетелем, ей разрешили уехать в Европу и больше не допрашивали. Неизвестно, какую роль она сыграла в ту ночь. Два доктора тоже изменили показания и на следствии заявили, что Монро умерла не около 22:00, а около 3:50 утра.
5 августа 1962 года в 5:30 утра тело якобы «Мэрилин Монро» забирают из дома и в фургоне отправляют в морг.
Уже при жизни Мэрилин были ее дублерши. В 1950-е возник целый культ Мэрилин, ей подражали, красили волосы и делали прическу, как у нее. Так что найти подходящий по телосложению труп не составило труда. На фото в спальне Монро лежит лицом вниз, видны только волосы, лишнее доказательство инсценировки. Это тело перевозили 3 раза, точно прятали от папарацци и любопытных.
Посмертные фотографии
Несмотря на это, 5 августа в морг проникли 2 фотографа: Бад Грэй из «Геральд-Экземинер» и вольный фотограф Ли Уинер. Один из служащих открыл дверь отделения №33, и Уинер сделал снимки (2 опубликованы в журнале «Лайф»). Их принято считать фото трупа Монро.
Всеотмечают, какразительно непохожа изображенная женщина на Монро. Есть фотографии живой Монро без макияжа, и видно, что на фото мертвой Мэрилин у женщины иная форма носа (у Монро — курносый, у трупа — прямой и длинный) и тонкие губы.
На посмертных снимках видны следы ударов по лицу, шея раздута и лицо в черных пятнах. У трупа на фото лицо и тело сильно опухли, синяки на спине (если лежала лицом вниз, то вопрос, откуда синяки на спине), кожа выглядит так, будто труп уже несколько дней разлагался.
Противоречия были и при вскрытии тела, которое длилось 5 часов. В крови неизвестной были нембутал и хлоралгидрат. Чтобы получить такую дозу препаратов, как зафиксировал патологоанатом, женщина должна была принять около 17-18 капсул хлоралгидрата и примерно 60-70 нембутала. Главный токсиколог Лос-Анджелеса Раймонд Абернати обследовал образцы только желудка и двенадцатиперстной кишки. Там следы лекарств не обнаружились, остальные органы Абернати не проверял. Когда следователь попросил сделать анализ остальных образцов, главный токсиколог уже выбросил их, случайно или скрывая неточности.
Экспертиза ДНК тогда не проводилась. Только вскрытие склепа и проведение этой экспертизы будет решающим аргументом за или против гипотезы инсценировки.
Подозрения в инсценировке укрепляют история подготовки тела к погребению и сами похороны.
Вечером 6 августа тело доставили в Вествудский морг, к нему пустили только гримера и костюмершу. Непонятно зачем, если тело хоронили в закрытом гробу и никому близко не показывали. Костюмерша, мисс Хэмрок, «сделала» трупу грудь из ваты и одела в платье и один из париков Монро (из-за постоянного обесцвечивания к концу карьеры волосы актрисы потускнели, она носила парики, выставленные ныне в музее Монро). Постоянный гример Монро, Алан Снайдер, впервые в жизни работавший с трупом, нарисовал на нем черты Монро. В гриме мертвая женщина была уже похожа на Мэрилин. Характерно, что после этого гример до конца жизни отказывался давать интервью о Монро.
После в морг пришел Джо Ди Маджо и оставался там до 11 часов ночи, точно караулил тело от посторонних. Интересно, что он после «смерти» Монро до конца жизни не женился, а занимался распродажей ее вещей на аукционах, например гардероба.
Нет ни одной фотографии Монро в гробу. Есть только бронзовая окрашенная скульптура «В покое» работы Паоло Шмидлина. Он изобразил Монро лежащей в гробу в ее любимом зеленом платье под газовой вуалью. Возможно, подобный муляж был на похоронах.
Гроб две ночи подряд охраняла работница морга Пэт Спинелли, она спала на раскладушке рядом, чтобы никто из журналистов снова не проник и не разоблачил обман.
Она где-то рядом
8 августа были закрытые похороны всемирно известной звезды. В 5 утра бальзамировщик и следом Снайдер осмотрели тело и поправили макияж.
Джо Ди Маджо взял на себя организацию похорон и контролировал, чтобы вход на панихиду был по пригласительным билетам. Он сам тщательно составлял спи сок приглашенных, куда, кроме посвященных в тайну, вошли те, кто давно или редко общался с Мэрилин — то есть не мог ее опознать. Всего 25-30 человек.
Вот люди из списка приглашенных. Руди, новый шофер Мэрилин, он еще не успел ее узнать. Эммелайн Свинелли, руководитель модельного агентства, она не общалась с Монро 15 лет. Гослар Латте, постановщица танцев Монро в одном из фильмов 1954 года — с того времени не общалась. Из списка реально друзьями Монро были только Алан Снайдер (личный визажист) и Пэт Ньюкомб (пресс-атташе). Из членов семьи была только сводная сестра Монро Бернис, они виделась всего 3 раза в жизни. Джо отказал Фрэнку Синатре, но внес в список приглашенных Юнис Мюррей и доктора Гринсона. Бывшие мужья Монро отказались участвовать в «похоронах». Это доказывает, что они подозревали инсценировку и не хоте ли в ней участвовать.
Церемония началась в час дня в часовне, построенной незадолго до этого на Вествудском кладбище. Полицейских на похоронах было 50 человек, больше, чем приглашенных. Они следили, чтобы никто не сделал посмертных снимков Мэрилин в гробу, не снимал происходившее в часовне и особенно чтобы к похоронной церемонии не приблизился никто из прессы.
Все представители СМИ были вытеснены за специальное ограждение. Там же были и все поклонники Монро, пришедшие отдать последний долг. Всего примерно тысяча человек. Судя по сохранившимся фотографиям, некоторые из поклонников смеялись и не воспринимали похороны всерьез.
3-5 фотографий не очень хорошего качества, несколько любительских видео, сделанных тайком во время похорон. Это все, что осталось потомкам.
Похороны и отпевание в часовне прошли быстро и без особой торжественности. Словно для видимости. Как только служители бросили цветы к подножью гроба, крышку приоткрыли. Как ни старались Снайдер и остальные, вид «трупа Монро» у всех вызвал шок. Агнес Фланаган была парикмахером Монро больше 12 лет. Она утверждала, что никогда не видела, чтобы смерть так меняла внешность человека.
После службы все вышли из часовни, с гробом остался только Джо, он привел все в порядок. Гроб вынесли закрытым, чтобы никто не мог распознать подделку, и замуровали в склепе неподалеку.
Скрыться в той же Америке для Монро не составило труда. Просто перекрасить волосы (или же снять парик), надеть очки (Монро была близорука и читала в очках), и она уже другая.
Голливуд — место легенд и сенсаций. Похоронив образ блондинки Мэрилин Монро, вполне вероятно, Норма Бейкер дожила до старости в покое. Возможно, всласть загорая под латиноамериканским солнцем (что ей в образе Монро нельзя было делать, дабы не испортить молочно-белый цвет кожи, дополнявший образ трогательной блондинки), или в Швейцарии, в окружении семьи, о которой она так мечтала всю свою звездную жизнь.
Это так в духе самой актрисы — устроить еще одну мистификацию и, оставшись одной из самых громких сенсаций XX века, уйти в не известность, чтобы осталась бессмертной легенда о Мэрилин Монро.