Тема международного вебинара: «Инновационные образовательные технологии формирования предприимчивости в молодежной среде».
Спикер: Тамара Сергеевна Щедренко, педагог дополнительного образования.
Содержание статьи:
- Теория поколений
- Организация образовательного процесса
- Мотивация учащихся
- Результативность
Профориентация действительно имеет важное значение в формировании предприимчивости подростков. На поверхности профориентационного подхода лежит возможность попробовать свои силы в разных профессиях. Но определяющим фактором успеха такого подхода, на мой взгляд является то, что у подростков складывается чёткое понимание, как применять полученные знания на практике.
Теория поколений
Если обратиться к Теории поколений, то мы увидим, что для поколения Z существует три составляющие эффективной цели. А именно на ближайшую перспективу, на отдалённую перспективу и принцип практичности.
Возможность попробовать себя в профессии соответствует всем трём принципам. Учащиеся видят результат применения полученных знаний здесь и сейчас. Они понимают, что могут монетизировать полученные знания. Поэтому важно приводить примеры того, как знания и навыки по программе могут помочь процессу зарабатывания.
С тем, как эти принципы реализуются на практике, предлагаю познакомиться на примере образовательных программ технического структурного подразделения учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Центр внешкольной работы «Галактика».
Рассмотрим эффективность программ с трёх сторон, а именно: организация образовательного процесса, мотивация учащихся и результативность через призму формирования предприимчивости у подростков.
Организация образовательного процесса
В основе авторской образовательной программы «Техника и технология медиажурналистики» Медиашколы «Спутник» лежит персонифицированный подход через модульную систему.
На выбор учащимся предлагаются 5 компетентностных модулей в соответствии с профессиями медиажурналистики. Для каждого модуля формируется своя комбинация образовательных курсов программы: «Кросс-функциональный журналист», «Оператор СМИ», «Технолог современных СМИ», «Блогер», «Архитектор виртуальности».
Подробнее о модулях смотрите в галерее - листайте фото.
Использование этой системы предусматривает смещение образовательного вектора из области репродуктивного образования в область самостоятельной познавательной активности учащегося. Одновременно усиливается индивидуальная работа. Такой подход к организации образовательного процесса позволяет усилить профориентационную составляющую образовательной программы.
Мотивация учащихся
Как я уже писала ранее, современным детям необходимо видеть ближайшую и перспективную цели. Ближайшая цель для них ясна – они выпускают медийный, дизайнерский или программный продукт. Но одной лишь ориентации на осязаемый результат недостаточно. Подросткам необходима информация о перспективной цели. Мы помним, что поколение Z ориентировано на зарабатывание и они, в отличие от поколения Y, готовы для этого трудиться.
Мощным стимулом к обучению становятся конкретные примеры источников дохода на основе получаемых знаний. Например, в системе фриланса.
По моим наблюдениям, когда речь заходит о фрилансе, мы сталкиваемся с психологическим барьером со стороны педагогов. Дело в том, что педагоги – это преимущественно поколение X и даже Беби-бумеров, для которых финансовая успешность напрямую связана с трудоустройством, стабильной ежемесячной заработной платой. А для Беби-бумеров важный показатель звучит как «всю жизнь в одной организации».
При этом если обратиться к результатам анкетирования подростков в системе Навигатор дополнительного образования, то подавляющее большинство выбирает фриланс с возможностью работать у себя дома или в любом удобном месте.
Своим учащимся в качестве примера трудоустройства я привожу именно варианты фриланса. В том числе такие, где они могут начать зарабатывать уже в подростковом возрасте.
Журналистам я рассказываю о вариантах работы копирайтером, видеографом, дизайнером-верстальщиком.
3D-моллерам я показываю примеры того, как можно зарабатывать на стоках, размещая 3D-модели и сделанные на их основе изображения.
Для программистов это варианты участия в хакатонах и гейм-джемах, как возможность приобретения опыта работы над реальными проектами.
Хорошо работает на мотивацию пример того, что наработка портфолио в подростковом возрасте будет отличным подтверждением профессионального опыта. Что даст конкурентное преимущество в 20-ти летнем возрасте, по сравнению со сверстниками, у которых только высшее образование без опыта работы над реальными проектами.
При этом важно показать профессию не просто как иллюстрацию. Важно развить в подростке уверенность в собственных силах. И это выражается не столько в результатах конкурсной деятельности, сколько в самостоятельном выпуске конечного продукта. То есть когда учащийся уже приобрёл необходимые навыки, ему надо дать возможность использовать их самостоятельно.
Педагогу уже не надо брать мышку в руку если учащийся сталкивается с трудностями. Надо сначала дать ему время на самостоятельный поиск решения и только в случае окончательного затруднения помочь советом. Другими словами – надо дать возможность быть самостоятельным, но не лишать возможности обратиться за помощью и советом.
Результативность
Когда мы говорим о результативности профориентации важным показателем становятся выпускники, которые выбрали высшее образование по профилю дополнительного образования. Треть выпускников нашей медиашколы «Спутник» сейчас обучаются на факультете журналистики, а ещё треть уже определились, что журналистика станет их вторым высшим образованием. Это отличные результаты.
Однако, результаты профориентации ощутимы ещё до выпуска из творческого объединения. За 7 лет моей педагогической деятельности в каждой группе 1-2 подростка в возрасте 15-17 лет находят источник дохода, применяя полученные знания:
- Снимают и монтируют видео на заказ
- Занимаются копирайтингом
- Верстают плакаты
- Обрабатывают фотографии
Для развития предприимчивости подростков важна совокупность двух факторов: возможность профессиональной ориентации и педагог-наставник.
Каждый из моих учащихся, прежде чем попробовать свои силы, обращался ко мне за поддержкой. Кому-то было достаточно сказать, что я уверена в его успехе. Кому-то нужны были советы по организации съемок и даже по оборудованию студии с хромакеем. Сложнее всего подросткам даются просьбы воспользоваться студийным оборудованием.
А вот за советом при проблемах с монтажом или вёрсткой они обращаются уверенно, потому что чувствуют, что они самостоятельны, но не одиноки. Что рядом есть взрослый, который поможет, поддержит и главное – верит в них.
Поддержите наш канал "пальцем вверх"!
Приглашаем обсудить в комментариях надо ли развивать коммерческую предприимчивость в подростковом возрасте.
Может быть интересно вам: