Найти в Дзене
Методист.54

Выступление на тему: профориентация как фактор формирования предприимчивости подростков

Тема международного вебинара: «Инновационные образовательные технологии формирования предприимчивости в молодежной среде». Спикер: Тамара Сергеевна Щедренко, педагог дополнительного образования. Содержание статьи: Профориентация действительно имеет важное значение в формировании предприимчивости подростков. На поверхности профориентационного подхода лежит возможность попробовать свои силы в разных профессиях. Но определяющим фактором успеха такого подхода, на мой взгляд является то, что у подростков складывается чёткое понимание, как применять полученные знания на практике. Теория поколений Если обратиться к Теории поколений, то мы увидим, что для поколения Z существует три составляющие эффективной цели. А именно на ближайшую перспективу, на отдалённую перспективу и принцип практичности. Возможность попробовать себя в профессии соответствует всем трём принципам. Учащиеся видят результат применения полученных знаний здесь и сейчас. Они понимают, что могут монетизировать полученные знани
Оглавление

Тема международного вебинара: «Инновационные образовательные технологии формирования предприимчивости в молодежной среде».

Спикер: Тамара Сергеевна Щедренко, педагог дополнительного образования.

Содержание статьи:

  1. Теория поколений
  2. Организация образовательного процесса
  3. Мотивация учащихся
  4. Результативность

Профориентация действительно имеет важное значение в формировании предприимчивости подростков. На поверхности профориентационного подхода лежит возможность попробовать свои силы в разных профессиях. Но определяющим фактором успеха такого подхода, на мой взгляд является то, что у подростков складывается чёткое понимание, как применять полученные знания на практике.

Теория поколений

Если обратиться к Теории поколений, то мы увидим, что для поколения Z существует три составляющие эффективной цели. А именно на ближайшую перспективу, на отдалённую перспективу и принцип практичности.

Возможность попробовать себя в профессии соответствует всем трём принципам. Учащиеся видят результат применения полученных знаний здесь и сейчас. Они понимают, что могут монетизировать полученные знания. Поэтому важно приводить примеры того, как знания и навыки по программе могут помочь процессу зарабатывания.

С тем, как эти принципы реализуются на практике, предлагаю познакомиться на примере образовательных программ технического структурного подразделения учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Центр внешкольной работы «Галактика».

-2

Рассмотрим эффективность программ с трёх сторон, а именно: организация образовательного процесса, мотивация учащихся и результативность через призму формирования предприимчивости у подростков.

Организация образовательного процесса

В основе авторской образовательной программы «Техника и технология медиажурналистики» Медиашколы «Спутник» лежит персонифицированный подход через модульную систему.

На выбор учащимся предлагаются 5 компетентностных модулей в соответствии с профессиями медиажурналистики. Для каждого модуля формируется своя комбинация образовательных курсов программы: «Кросс-функциональный журналист», «Оператор СМИ», «Технолог современных СМИ», «Блогер», «Архитектор виртуальности».

Подробнее о модулях смотрите в галерее - листайте фото.

Использование этой системы предусматривает смещение образовательного вектора из области репродуктивного образования в область самостоятельной познавательной активности учащегося. Одновременно усиливается индивидуальная работа. Такой подход к организации образовательного процесса позволяет усилить профориентационную составляющую образовательной программы.

Мотивация учащихся

Как я уже писала ранее, современным детям необходимо видеть ближайшую и перспективную цели. Ближайшая цель для них ясна – они выпускают медийный, дизайнерский или программный продукт. Но одной лишь ориентации на осязаемый результат недостаточно. Подросткам необходима информация о перспективной цели. Мы помним, что поколение Z ориентировано на зарабатывание и они, в отличие от поколения Y, готовы для этого трудиться.

Мощным стимулом к обучению становятся конкретные примеры источников дохода на основе получаемых знаний. Например, в системе фриланса.

По моим наблюдениям, когда речь заходит о фрилансе, мы сталкиваемся с психологическим барьером со стороны педагогов. Дело в том, что педагоги – это преимущественно поколение X и даже Беби-бумеров, для которых финансовая успешность напрямую связана с трудоустройством, стабильной ежемесячной заработной платой. А для Беби-бумеров важный показатель звучит как «всю жизнь в одной организации».

При этом если обратиться к результатам анкетирования подростков в системе Навигатор дополнительного образования, то подавляющее большинство выбирает фриланс с возможностью работать у себя дома или в любом удобном месте.

Скриншот ИС "Навигатор дополнительного образования".
Скриншот ИС "Навигатор дополнительного образования".

Своим учащимся в качестве примера трудоустройства я привожу именно варианты фриланса. В том числе такие, где они могут начать зарабатывать уже в подростковом возрасте.

Журналистам я рассказываю о вариантах работы копирайтером, видеографом, дизайнером-верстальщиком.

3D-моллерам я показываю примеры того, как можно зарабатывать на стоках, размещая 3D-модели и сделанные на их основе изображения.

Для программистов это варианты участия в хакатонах и гейм-джемах, как возможность приобретения опыта работы над реальными проектами.

Хорошо работает на мотивацию пример того, что наработка портфолио в подростковом возрасте будет отличным подтверждением профессионального опыта. Что даст конкурентное преимущество в 20-ти летнем возрасте, по сравнению со сверстниками, у которых только высшее образование без опыта работы над реальными проектами.

При этом важно показать профессию не просто как иллюстрацию. Важно развить в подростке уверенность в собственных силах. И это выражается не столько в результатах конкурсной деятельности, сколько в самостоятельном выпуске конечного продукта. То есть когда учащийся уже приобрёл необходимые навыки, ему надо дать возможность использовать их самостоятельно.

Педагогу уже не надо брать мышку в руку если учащийся сталкивается с трудностями. Надо сначала дать ему время на самостоятельный поиск решения и только в случае окончательного затруднения помочь советом. Другими словами – надо дать возможность быть самостоятельным, но не лишать возможности обратиться за помощью и советом.

Результативность

Когда мы говорим о результативности профориентации важным показателем становятся выпускники, которые выбрали высшее образование по профилю дополнительного образования. Треть выпускников нашей медиашколы «Спутник» сейчас обучаются на факультете журналистики, а ещё треть уже определились, что журналистика станет их вторым высшим образованием. Это отличные результаты.

Однако, результаты профориентации ощутимы ещё до выпуска из творческого объединения. За 7 лет моей педагогической деятельности в каждой группе 1-2 подростка в возрасте 15-17 лет находят источник дохода, применяя полученные знания:

  • Снимают и монтируют видео на заказ
  • Занимаются копирайтингом
  • Верстают плакаты
  • Обрабатывают фотографии

Для развития предприимчивости подростков важна совокупность двух факторов: возможность профессиональной ориентации и педагог-наставник.

Каждый из моих учащихся, прежде чем попробовать свои силы, обращался ко мне за поддержкой. Кому-то было достаточно сказать, что я уверена в его успехе. Кому-то нужны были советы по организации съемок и даже по оборудованию студии с хромакеем. Сложнее всего подросткам даются просьбы воспользоваться студийным оборудованием.

А вот за советом при проблемах с монтажом или вёрсткой они обращаются уверенно, потому что чувствуют, что они самостоятельны, но не одиноки. Что рядом есть взрослый, который поможет, поддержит и главное – верит в них.

Поддержите наш канал "пальцем вверх"!

Приглашаем обсудить в комментариях надо ли развивать коммерческую предприимчивость в подростковом возрасте.

Может быть интересно вам:

Теория поколений: что должны знать родители, педагоги и работодатели про новое поколение детей (от 7 лет до 21 года)
Методист.5427 ноября 2021