В 19 веке куклы были очень, очень дорогими - настоящие куклы. Их из Франции привозили, очень красивых и хрупких кукол. И одной девочке привезли чудесную куклу в прелестном шелковом платье. Голова куклы была из воска, глаза - из стекла, как настоящие! Локоны золотистые вились. Личико раскрашено вручную, красивое личико. Это была замечательная кукла, восхитительная просто.
Девочка восторгалась и радовалась, показывала куклу подружкам, играла с ней... А потом произошло вот что: девочка оставила куклу в колясочке у камина. И от тепла кукла расплавилась.
О, что стало с головой и лицом куклы! Мама огорчилась и показала дочке, во что превратилась ее любимица, - какое несчастье произошло. Голова потеряла форму, волосы повылезли, глазки выпали, а лицо... Можно только представить себе, во что превратилось восковое лицо куклы. От красоты и следа не осталось. Кукла стала страшной, уродливой...
Мама хотела выбросить куклу. Ничего не поделаешь, нет больше красивой игрушки. А девочка заплакала и отказалась выбрасывать куклу. Она одела на свою изуродованную любимицу новое платье и стала возить ее в колясочке. Заботиться о ней. И только с ней играть.
О новой игрушке девочка даже и не думала, - она заботилась о кукле. Только о своей бедной пострадавшей и некрасивой кукле. Она так и не рассталась с ней, все детство кукла была с ней...
Это была такая девочка. Такая у нее была душа. И можно многое сказать о ребенке, наблюдая за его играми с куклой. За его отношением к игрушкам.
Помните детский рассказ о мальчике Дениске, который старого медвежонка хотел использовать вместо боксерской груши? Хотел, а потом не стал. Не смог. И горько устыдился своего желания? Это же был его друг, его милый медвежонок, который был рядом в болезни и радости, всегда! Разве можно своего медвежонка использовать как грушу? Мальчик это понимал.
Отношение к кукле - это отношение к людям, к человеку. И неважно, что кукла неживая, - для ребенка она живая. Ребенок оживляет игрушку своей душой, своими чувствами к ней. И можно просто понаблюдать, как ребенок относится к игрушкам. Способен ли он сострадать, заботиться, жалеть?
Это может прийти потом. Наверное. А может и не прийти. Просто посмотрите, как ребенок относится к кукле. И поймете, стоит ли доверять ему живого питомца. И поймете, о чем надо задуматься и позаботиться...
Анна Кирьянова