Найти в Дзене
Кино и немцы

"По соседству" - симпатяга Даниэль Брюль решил поиграть в режиссера, и что из этого вышло

Фильм 2021 года "По соседству" срежиссировал Даниэль Брюль - актер, известный нам по главной роли в сериале "Алиенист", а также в фильмах "Первый мститель: противостояние", "Гонка", "Бесславные ублюдки" и многих других. Это первая режиссерская работа успешного актера, и он сразу замахнулся ни много ни мало на камерную драму (хотя по какой-то причине в той же Вики фильм обозначен как комедия). 90% фильма состоят из диалога двух актеров - самого Даниэля Брюля, который играет успешного актера Даниэля (ага, сам себя) и его оппонента Бруно в исполнении Петера Курта. Лишь иногда дуэт разбавляется очень дозированными и точными включениями хозяйки пивной, где происходит действие, и еще парой-тройкой второстепенных персонажей. Завязка сюжета основана на том, что отправляющийся в Лондон на сложные кинопробы Даниэль решил скоротать время до рейса в ближайшей пивнушке. Там он ловит на себе странно пристальный взгляд незнакомого пожилого человека. А тот оказывается его соседом, который уже много л

Фильм 2021 года "По соседству" срежиссировал Даниэль Брюль - актер, известный нам по главной роли в сериале "Алиенист", а также в фильмах "Первый мститель: противостояние", "Гонка", "Бесславные ублюдки" и многих других.

Это первая режиссерская работа успешного актера, и он сразу замахнулся ни много ни мало на камерную драму (хотя по какой-то причине в той же Вики фильм обозначен как комедия). 90% фильма состоят из диалога двух актеров - самого Даниэля Брюля, который играет успешного актера Даниэля (ага, сам себя) и его оппонента Бруно в исполнении Петера Курта. Лишь иногда дуэт разбавляется очень дозированными и точными включениями хозяйки пивной, где происходит действие, и еще парой-тройкой второстепенных персонажей.

Они такие разные, но все-таки они вместе. Презирают и ненавидят друг друга.
Они такие разные, но все-таки они вместе. Презирают и ненавидят друг друга.

Завязка сюжета основана на том, что отправляющийся в Лондон на сложные кинопробы Даниэль решил скоротать время до рейса в ближайшей пивнушке. Там он ловит на себе странно пристальный взгляд незнакомого пожилого человека. А тот оказывается его соседом, который уже много лет наблюдает за семьей Даниэля и собирает об их жизни самую разную информацию. Даниэль, который только что считал себя идущим по пути успеха хозяином жизни, вдруг обнаруживает, что долгие годы живет в чем-то вроде аквариума, и люди вокруг знают о нем удивительно много, хотя он сам даже не узнает их в лицо и не знает по именам. Попытка выяснить, как так получилось, приводит Даниэля к ряду крайне неприятных открытий - прежде всего о самом себе.

Брюль в своем фильме затрагивает сразу несколько острых социальных тем. Во-первых, классовое расслоение. Кинозвезда Даниэль привык, что его узнают на улицах, но сам он буквально слеп в восприятии людей не своего круга. Он понятия не имеет, что устраивает в его отсутствии в его квартире няня его детей (ничего хорошего), кто получает его посылки и заходит в его квартиру, кто видит все его траты по счетам и даже, как зовут женщину, которая подает ему по утрам кофе и с которой он давно перешел на ты. Это все обслуга его успешной жизни, а значит, они не имеют значения. И когда он впервые вдруг прозревает, начинает видеть и слышать человека "из этих" - он шокирован так, будто с ним начала разговаривать мебель.

Ты воплощение успеха. Но что об этом думает твой сосед? И важно ли, что он там думает?
Ты воплощение успеха. Но что об этом думает твой сосед? И важно ли, что он там думает?

Вторая затронутая проблема - травма соединения двух Германий. Да, процесс, который у нас принято считать однозначной победой демократии, многим немцам старшего поколения сломал жизнь. В частности, торговцы недвижимостью из ФРГ кинулись скупать дешевую недвижимость Восточного Берлина, чтобы провести джентрификацию - улучшить жилой фонд и продать во много раз дороже богатым людям с запада страны. При этом они не гнушались откровенно бандитских методов при выдавливании из квартир прежних жильцов. Двухуровневая прекрасная квартира с отдельным лифтом (!) в историческом центре Берлина, где живет Даниэль, раньше принадлежала обычной рабочей семье. И съезжать ради богача из "весси" (западных немцев) они вовсе не собирались. В лице Бруно Даниэль встречает человека, который говорит ему: ты живешь там потому, что нас, таких как мы, оттуда выгнали.

Наконец, семейные проблемы, в которых Даниэль не хочет признаваться самому себе. Хотя они настолько очевидны, что их видят все соседи. А сам актер, как муж из старого анекдота, узнает обо всем последним.

Хотя два актера только и делают в кадре, что разговаривают, смотреть кино неожиданно интересно. Особенно тут нужно, конечно, отметить Петера Курта, который по актерскому таланту на голову выше Брюля. Что создает дополнительный контраст и конфликт. Уже "для своих". Даниэль тут воплощает образ идеальной карьеры европейского актера, пробившегося в Голливуд благодаря связям и смазливой мордашке. А Курт как бы демонстрирует, что на Родине, в Германии, остались куда более талантливые люди, которых никогда не позовут сниматься в дорогом, но тупом, супергеройском боевике. А значит, мировая слава и деньги пройдут мимо них.

Максимум, что успешный человек по-настоящему готов дать людям - это свой автограф.
Максимум, что успешный человек по-настоящему готов дать людям - это свой автограф.

К относительным минусам фильма можно отнести то, что режиссер и сценарист не доводят все эти проблемы и конфликты до конца. В фильме нет катарсиса, лишь только намеки на его возможность. Это, видимо, нужно списать на политическую осторожность. Сейчас из известных людей "отменяют" за куда меньшую смелость (см. пример того же Кевина Спейси или Джоан Роулинг). Тем не менее, сам факт затрагивания этих тем уже заслуживает внимания.

К примеру, табуированная для обсуждения в негативном ключе на Западе тема беженцев из ближневосточных стран. Бруно указывает на лицемерие Даниэля: тот в каждом интервью выражает сочувствие вынужденным мигрантам, а сам купается в роскоши и ни с одним из этих мигрантов не поделился ничем. Ты либо прямо скажи, что тебе на них плевать, предлагает Бруно, либо отдай одному из них свои дорогие часы - он на такие деньги пару лет жить будет. Но Даниэль не готов на первое и слишком жаден для второго...

"По соседству" это не идеальный, но хороший и безусловно интересный фильм, который я посмотрел с удовольствием. Он помогает задуматься о своей жизни, о происходящем вокруг с людьми. И, конечно, совсем не является комедией, хотя в нем действительно много ироничных моментов. Со спокойной совестью рекомендую к просмотру тем, кто любит кино со смыслом.