В этой статье подборка книг по теории цвета, психологии его восприятия и особенностях работы с ним в живописи, фотографии и видео.
1. Иоханнес иттен “Искусство цвета”
Книга швейцарского художника, крупнейшего исследователя цвета в искусстве и одного из ведущих преподавателей знаменитого Баухауза, знатока классического и новейшего европейского искусства, а также философии и культуры Индии и Китая. Написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.
2. Павел Косенко “Живая цифра”
Эта книга о цвете в цифровой фотографии. Она написана фотографом-колористом, который в своей практике опирается на художественные знания о цвете и использует возможности современных средств компьютерной обработки. Автор рассматривает все аспекты работы с цветом комплексно – от особенностей цветовосприятия человека, взаимосвязи цвета и композиции, критериев оценки колористической выразительности до процессов съемки, Raw-конвертации и цветокоррекции в Adobe Photoshop. Технические аспекты работы с цифровой фотографией рассматриваются с точки зрения художественного восприятия, чтобы читатель мог понять, как поставить инструменты на службу творческой идее.
Книга адресована широкому кругу фотографов, а также может оказаться полезной цветокорректорам, дизайнерам и другим специалистам, работающим с цифровой фотографией. Ее цель – помочь всем, кто хочет добиться колористической гармоничности и выразительности в цифровой фотографии. Источник https://www.litres.ru/pavel-kosenko/zhivaya-cifra-2/otzivi/
3. «Цвет и контраст. Технология и творческий выбор.» - Валентин Железняков
В учебном пособии объединяются искусствоведческий и технический подходы к проблемам операторского искусства. В книге рассматриваются вопросы гештальтпсихологии, цветоведения, колорита, экспонометрии и освещения. Исследуется психологическая проблема соотношения видимого и знаемого в изобразительном искусстве. Источник https://vk.com/wall-73879451_37702
4. «Цвет» Бетти Эдвардс
В книге представлен практический метод создания гармоничных сочетаний цветов и оттенков, многократно проверенный и отработанный в ходе студенческих семинаров по работе с цветом.
Приводятся упражнения (начиная от самых простых и постепенно переходя к самым сложным), сопровождающиеся сотнями иллюстраций, которые помогут разобраться, как устроен цвет, и научат видеть то, что действительно у нас перед глазами, а не то, что мы знаем о цветных объектах. Источник https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1242168/
5. М.В. Матюшин «Справочник по цвету.Закономерность изменяемости цветовых сочетаний»
Книга классика русского авангарда художника М. В. Матюшина написана на основе его многолетних исследований восприятия цвета и формы. Выявленные закономерности предложены для использования в художественной практике. Цветовые таблицы иллюстрируют принципы гармонического подбора цветов. Источник https://vk.com/wall-52526415_15996
6. Н.Волков «Цвет в живописи»
Предлагаемая вниманию читателей книга принадлежит перу выдающегося деятеля советского искусства Николая Николаевича Волкова (1897 - 1974). Книга, опираясь на данные цветоведения и учитывая опыт художников разных школ, посвящена прежде всего художественному значению цвета, его роли в построении живописного образа картины. Автор обращается к художникам и людям, стремящимся постичь образную красоту искусства. Он обобщает и систематизирует закономерности восприятия и художественного применения цвета в картине.
Издание богато иллюстрировано. Источник https://vk.com/wall-42109398_38478
7. А.С.Зайцев « Наука о цвете и живопись»
Книга посвящена связи современной науки о цвете с проблемами художественной практики и теории. Большое внимание автор уделяет таким основным понятиям из области теории и практики живописи, как цветовая гармония, колорит, тон, локальный цвет. Автором использован широкий круг естественнонаучной и специальной искусствоведческой литературы, изданной в нашей стране и за рубежом, что делает книгу весьма актуальной и представляет интерес для художников и искусствоведов. Книга снабжена серией цветоведческих таблиц и альбомом репродукций с произведений мастеров живописи. Источник https://vk.com/wall-42109398_15209
8. Б. Базыма «Цвет и психика»
В монографии освещаются различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека. Рассматривается история развития цветовой символики. Описывается психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Анализируются факторы и механизмы цветовых предпочтений. Приводятся обширные данные об особенностях восприятия и отношение к цвету при шизофрении и других психических заболеваниях. Обсуждаются актуальные вопросы цветовой психодиагностики. Особое внимание уделяется цветовому тесту Люшера, как одной из наиболее распространенных методик цветовой психодиагностики. Источник http://secret-of-success.top/files/books/Cvet_i_psihika_-_Bazima.pdf
9. В.Гёте «Учение о цвете»
Книга опубликована в 1810 году. Текст содержит описания таких понятий как «цветовая тень», «преломление» и «хроматическая аберрация». Книга была написана Гете в связи с его интересом к живописи и оказала влияние на искусство (Филипп Отто Рунге,Тернер, прерафаэлиты, Кандинский). Несмотря на то, что текст Гете не был хорошо принят физиками, ряд философов и физиков были с ним ознакомлены (Томас Иоганн Зеебека, Артур Шопенгауэр, Герман фон Гельмгольц, Рудольф Штайнер, Людвиг Витгенштейн, Вернер Гейзенберг, Курт Гедель). В своей книге, Гете дает общие сведения о том, как цвет воспринимается в различных обстоятельствах. Интерес Гете не был аналитическим исследованием цвета как феномена, но имеет отношение к тем качествам, по которым цвет воспринимается. Философы приходят к пониманию различия между оптическим спектром, который изучал Исаак Ньютон и феноменом человеческого восприятия цвета в изложении Гете. Тема этого разделения широко проанализирована в тексте Л. Витгенштейна «Замечания о цвете». Источник https://vk.com/wall-52526415_14569
10. Дэн Маргулис « Photoshop Lab Color»
Авторитетный эксперт открывает перед читателем малоизвестный мир LAB. Это цветовое пространство, работа в котором считалась доступной только самым квалифицированным специалистам, дает существенные преимущества при серьезной ретуши, повышении яркости цветов, создании масок и изменении цвета объектов. Методики, предлагаемые автором, кардинально меняют подход к коррекции, позволяют значительно ускорить обработку изображений, дают возможность спасти «безнадежные» фотографии. С их помощью можно улучшить даже профессиональные студийные снимки. Книга адресована фотографам, дизайнерам, специалистам по допечатной подготовке и всем, кто работает с графическими изображениями.
11. Дэн Маргулис “Photoshop для профессионалов: классическое руководство к цветокоррекции.”
Книга представляет собой самое известное и авторитетное руководство по цветокоррекции, полностью переработанное с учетом реалий эры цифровой фотографии. Ее автор - всемирно известный эксперт по работе с цветом - делает акцент на наиболее эффективных средствах, позволяющих улучшать любые типы изображений. Наряду с классическим курсом цветокоррекции, книга включает новые мощные методики решения специфических проблем, присущих цифровым снимкам. Она написана живым и доступным языком, содержит большое количество практических примеров и высококачественных иллюстраций.
Источник https://vk.com/wall-117088173_7769
12. Дэн Маргулис «Photoshop LAB Color: загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве"
Книга, написанная самым авторитетным экспертом по Photoshop, открывает перед широким кругом читателей малоизвестный мир LAB. Это цветовое пространство, работа в котором ранее считалась доступной только самым квалифицированным специалистам, дает существенные преимущества при серьезной ретуши, повышении яркости цветов, создании масок и изменении цвета объектов. Революционные методики, предлагаемые автором, кардинально меняют подход к коррекции, позволяют значительно ускорить обработку больших объемов изображений, дают возможность спасения безнадежных фотографий и способны заметно улучшить даже профессиональные студийные снимки.
Источник https://booksee.org/book/525090
13. Тобиас Майер, «Комментарий о родстве цветов» 1775 г
В 1775 году (вместе с системой Ламберта) Георгом Кристофером Лихтенбергом была опубликована колористическая система немецкого астронома и математика Тобиаса Майера (1723-1762) в его книге под названием «Комментарий о родстве цветов». В своих экспериментах Майер сделал попытку идентифицировать точное число цветов, которые способен воспринимать человеческий глаз и это потребовало введения параметра «яркости» для более точного понимания вопроса.
Майер расположил в углах треугольника три основных цвета: красный, желтый и синий, а на трех сторонах этого треугольника получились их смеси, включая зеленый, оранжевый, фиолетовый и их переходные стадии.
Источник https://infopedia.su/24x97ae.html
14. Железняков В. Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. Учебное пособие. — М.: ВГИК, 2001
В учебном пособии объединяются искусствоведческий и технический подходы к проблемам операторского искусства. В книге рассматриваются вопросы гештальтпсихологии, цветоведения, колорита, экспонометрии и освещения. Исследуется психологическая проблема соотношения видимого и знаемого в изобразительном искусстве. Источник https://vk.com/wall-73879451_37702
15. Филипп Отто Рунге «Цветовая сфера» 1810 г
В 1810 году появились две работы о свете. Гете «Учение о цвете» и художника Филиппа Рунге «цветовая сфера».
Рунге взял сферу. По линии экватора расположил чистые цвета, вписал в сферу цветовой круг Гете.
Используя привычные нам земные ориентиры Рунге представил градации света используя земные меридианы и параллели. По меридианам размещался основной цвет.
Северный полюс – белого цвета, южный – черного. По параллелям цвет смешивался с черным или белым (осветлялся или затемнялся) порождая возможные градации цвета.
12 меридианов и шесть параллелей, образующих семь зон.
Если представить магнитную стрелку закрепленную в центре цветового шара, то два ее конца покажут два связанных, осевых цвета, показывая, какие цвета связаны между собой. Источник https://proza.ru/2018/01/30/1441
16. «Взаимодействие цвета» Джозеф Альберс 1963 г
Книга "Взаимодействие цвета" - итог многолетних экспериментов Джозефа Альберса, стремившегося постичь природу цвета и его свойств. Впервые изданная в 1963 году, она практически сразу стала бестселлером, каковым остается и по сей день. Это одна из главных книг в мире по теории искусства. Источник https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/968129/
Была ли интересна статья? Подписывайтесь на мой канал и получайте еще больше полезного контента.
#фотограф #фотошоп ретушь #фотография