Каждый из нас, читая взрослым или ребенком "Алису в стране чудес", представлял, как бежит за белым кроликом, падает в кроличью нору, то увеличивается, то уменьшается. И непременно знакомится с Шляпником и Чеширским котом.
Я, когда вижу очередное произведение в стиле "Алисы" всегда задаюсь вопросом, предполагал ли Льюис Кэрролл, что выдуманная им сказка о путешествии девочки в вымышленной вселенной так повлияет на мир? Ведь уже больше 150 лет она не дает покоя лучшим издателям, иллюстраторам, кинематографистам и даже дизайнерам!
_____________
А однажды одному из редакторов издательства Random House пришла в голову необычная идея - что, если иллюстрации к абсурдной сказке создаст художник - сюрреалист? Как "зазвучит" произведение, если к нему прикоснется другой гений - Сальвадор Дали?
Только представьте, чего ожидало издательство от этой задумки! Книга, где каждое предложение поражает даже самую взыскательную фантазию. И Сальвадор Дали - художник, который сам по себе был похож на странного героя из мира Льюиса Кэрролла!
Это сочетание казалось идеальным, оно должно было создать взрыв! Шедевр! Но сенсации не случилось. Книга вышла в 1969 году ограниченным тиражом. Сказку сопровождали 12 иллюстраций - по одной на каждую главу.
Конечно, о ней писали и говорили. Но как-то вяло и без фанатизма. Коллекционеры и любители творчества двух гениев - писателя и художника - оценили книгу и раскупили все экземпляры. Для остальных иллюстрации Сальвадора Дали к "Алисе в стране чудес" вошли в историю как малоизвестное творчество сюрреалиста.
Почему же так случилось? Для этого нужно всмотреться в то, что создал художник. Галерея (листайте фото):
Сальвадор Дали сотворил какой-то новый и удивительный мир, где сюжет развивается сразу в нескольких системах координат. Разные измерения переплетаются и вливаются друг в друга, увлекая за собой зрителя.
А сколько здесь символов, знаков, образов! Рассматривать детали можно часами. Но даже это не поможет разгадать все, что задумал автор.
Есть элементы, которые связывают все иллюстрации. Например, образ Алисы (со скакалкой в руках), которая непременно отбрасывает тень. Она словно перепрыгивает с одного сюжета на другой.
Или вот - чернильные всплески, которые оживают буквально на глазах. Есть и знакомые нам по другому творчеству художника образы, например растекающиеся часы.
Все это делает иллюстрации потрясающими. Но почему же тогда они "не зашли" публике? На мой взгляд, есть две причины:
- Это не та "Алиса в стране чудес", к которой все привыкли. Складывается ощущение, что Сальвадор Дали прочитал какое-то другое произведение. Словно он увидел сюжет, который разворачивался где-то в параллельной реальности. Другими словами, он создал свою вселенную. Всмотритесь в нее, и вы увидите в ней Дали, но не найдете Кэрролла.
- У художника получилась вовсе не сказка. Заметьте, даже Алиса на изображениях это не маленькая девочка, а вполне взрослая девушка. Цветовая гамма, образы, стиль - несут в себе какую-то тревожность, словно это иллюстрации к детективу или триллеру. В произведении Кэрролла мы не переживаем за главную героиню, что бы с ней не происходило. Во вселенной Дали - Алиса это маленькая фигурка, от которой ничего не зависит, с ней в любой момент может что-то случиться.
_____________
Иллюстрации так и не стали сенсацией в свое время. Их недопоняли. Все пытались оценить их как дополнение к сказке. А смотреть нужно было на то, что художник-сюрреалист создал свое произведение. И его "Алиса в стране Сальвадора Дали" тоже нереально крутая.
_____________
А что вас поразило в иллюстрациях Дали? Делитесь впечатлениями!