Если вы внимательно посмотрите на выходные данные этой книги, вышедшей пять лет назад, то вполне очевидно поймете научные корни и направление исследования уважаемого доктора политических наук и теоретика политических игр на пространствах российских мегаполисов. С ходом времени многое из того, о чем размышляла на страницах своего теоретического текста С.А, Шомова, нынче стало более чем актуальным. И, прежде всего, сама политическая активность определенных социальных и возрастных групп на улицах и площадях. Автору рецензируемой книги далеко до ццинизма и прагматизма сочинений об управляемом хаосе и цветных революциях, но на некоторые ее размышления и теоретические выводы стоило бы обратить внимание. Тем более, что с точки зрения привлечения авторитетных теоретиков «общества спекаткля» Светлане Андреевне нет равных. Она, что называется, «в теме». И неустанно данный тезис потверждает своими работами в виде статей, монографий и учебных пособий.
Есть только в ее работах и, прежде всего, в той, о которой здесь идет речь, некоторая особенность. О ней нельзя не сказать, ибо если принять некоторые научные выводы автора за теоретическую истину, тогда те, кто думает что с помощью толпы можно менять власть в любом царстве-государстве, могут использовать кое-какие на практике размышления из данной монографии. А это может вероятно обернуться отнюдь не тезисами и антитезисами с последующим синтезом (по Гегелю), а вполне конкретными массовыми эпизодами уличного хаоса.
Понятно желание автора структурировать все ныне происходящее в нашем неспокойном обществе и в наше непонятное время не то боязни войны, не то страха перед пандемией. Хотя книгу С.А. Шомова писала за несколько лет до того, как эти беды показались на горизонте мировой цивилизации. Но в том-то и научная сила размышлений ученой, что ее посылы и постулаты получают, как ни странно, практическое апробирование за счет попыток выплеснуть политику наружу, в пространство российских городов. И от этого становится как-то не по себе. Мистерия и карнавал, естественно, те термины, которые вряд ли можно применить сегодня к тому, что мы видим иногда на улицах и площадях в РФ. Но кто даст гарантию, что никому не взбредет в голову объяснять свои идеи уличных несанкционированных акций и шествий, используя теорию ренессансного карнавала Михаила Бахтина. Или хулиганские выходки начать именовать «инсталяциями». Одного такого «художника» во Франции упекли за решетку, тогда как у нас его побоялись наказать в соответствии с законом.
Все это было бы чисто гипотетическим размышлением, если бы ни скрытая, а порою открытая поддержка частью российского сообщества подобных «художеств», когда премией от государства была поддержана выходка группы «Война», изобразившей на Литейном мосту нечто, очень похожее на некоторую часть мужского тела. Интересно, в какую часть своего труда поместила бы Светлана Андреевна такие варианты самовыражения творческого «я»?
Будь стиль данного издания более демократичным и доходчивым, то я бы порекомендовал его чтение в качестве обязательной программы для тех, кто нынче с помощью приемов и методов изучения массовой психологии, пытается понять происходящее за окнами и стенами наших домов и квартир. Но при желании с чтением книги С.А. Шомовой может справится даже студент. Она весьма полезна тем, что приучает к умному чтению, то есть таким отношениям с прочитанными словами, когда необходимо включать голову дабы понять смысл (тайный и явный) сказанного доктором политических наук. А еще ее стоит читать тем, кто очень любит рассуждать о несознательности масс. Рассуждать ложно. Потому что, как показывает труд С.А. Шомовой, массу очень трудно ввести в заблуждение, если давить на ее коллективнвый разум. Зато она охотно примет любую манипуляцию, основанную на тех самых архетипах культуры, о которых и написана эта непростая книга.
Сергей Ильченко
#литература #обзор на книгу #рецензия на книгу #шомова