Найти тему
Культурный Петербург

Журнал «Миллениум» и татуировка дракона. Классика сканди-нуара

Эссе-руководство по вселенной триллера Стига Ларссона. Поможет ответить на вопрос: почему стоит изучить?

Место и время действия: Швеция, Стокгольм в начале нулевых.

Общее количество страниц: около 1900.

Микаэль Блумквист – журналист, совладелец дерзкого и пафосного журнала «Миллениум», разоблачающего нечестных бизнесменов и представителей государственных структур. Глубоко копающий репортер, славящийся способностями к расследованиям и безупречной подаче материала.

Лисбет Саландер – девушка-хакер по прозвищу «Оса», одевающаяся в стиле панк, украшающая себя татуировками и пирсингом. Настоящая загадка для всех в ее окружении. Та, чью арку писатель сделал центральной в трилогии.

Дуэт главных героев уникален своей химией. Два человека из, казалось бы, разных миров встречаются по воле судьбы и создают историю известную всему миру.

К слову, это не просто слова. Тираж трилогии перевалил за 100 млн экземпляров. Его книги дважды экранизировали в Швеции и США, в последнем случае режиссером выступил Дэвид Финчер, а роли протагонистов отвели Дэниелу Крейгу и Руне Маре.

«Миллениум» можно охарактеризовать как глубоко продуманный остросюжетный детектив, современный триллер с элементами интеллектуальной направленности. В романах ярко выражены темы насилия мужчинами над женщинами (в оригинале название первого тома «Män som hatar kvinnor», дословно «Мужчины, которые ненавидят женщин»), коррупции и несовершенства общественной системы. Одновременно с этим присутствуют философские размышления о любви и дружбе.

Стиг Ларссон – человек написавший бестселлеры – был шведским журналистом и исследователем. К большому сожалению, его земной путь был относительно недолгим. Писатель скончался через девять месяцев после своего пятидесятилетия в 2004 году. Примечательно, что детективы были опубликованы посмертно и мировая слава пришла к его имени только после заката собственной истории. Изначально в планах было создание десяти произведений по вселенной, чему не суждено было сбыться. Но и нельзя не упомянуть, что наследие творчества Ларссона продолжил другой журналист Давид Лагеркранц, завершивший серию написанием еще одной трилогии.

То, что сейчас будет написано, довольно забавно, но абсолютно правдиво. Книги о талантливой компьютерной бестии можно воспринимать, как своеобразное пособие/учебник по основам журналистики. Методы действующих лиц есть не что иное, как базовые умения и принципы специалистов, работающих с информацией. Это оправдано, учитывая профессии протагонистов.

На самом деле, персонажи скандинавского исследователя созданы не совсем с нуля. Отчасти они – интерпретация героев известной шведской писательницы детской литературы прошлого столетия Астрид Линдгрен. Прототипом для Лисбет служит Пеппи Длинныйчулок, а для Микаэля сыщик Калле Блумквист. Эти параллели периодически прослеживаются при прочтении, и в большинстве случаев автор открыто показывает их сходства.

Такие произведения в особенности подойдут молодым и зрелым людям, которым импонируют нетипичные образы и мрачная, но предельно реалистичная атмосфера повествования. Эйфория чувств и эмоций будет плавно завладевать вами.

Ну, а теперь к кратким синопсисам в хронологическом порядке.

«Девушка с татуировкой дракона» (2005) – В центре событий порученный Микаэлю Блумквисту розыск загадочно исчезнувшего члена семьи в поместье одного стареющего промышленного магната. Читатель знакомится с типажом панк-героини и делами, связанными с репутацией журнала первого.

«Девушка, которая играла с огнём» (2006) – Продолжает историю Саландер и Блумквиста, раскрывает особенности прошлого героини. Главное расследование сконцентрировано на убийстве двух коллег репортера. Обильное внимание уделено работе полиции и преступной деятельности, связанной с торговлей людьми.

«Девушка, которая взрывала воздушные замки» (2007) – Завершает события второго романа. Лисбет вынуждена находиться под надзором властей и коротать время в больнице после тяжелой травмы, а Микаэль, в свою очередь, готовит материал, способный встряхнуть всю Швецию до самых основ. Значительная доля повествования посвящена информации о государственной секте, плетущей тайные заговоры внутри страны.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что «Миллениум» Стига Ларссона о хакерше с татуировкой дракона заслуживает внимания по разным причинам. Кого-то привлекут персонажи с неповторимой атмосферой, других заинтригуют сложные сюжеты со своими загадками, третьим будет по вкусу узнать о различных сферах деятельности и жизни скандинавского полуострова. Мастерство автора не оставит никого равнодушным своей динамикой, напряженностью и гениальностью написанного.

P. S. – Будьте осторожны. В вашем шкафу могут появиться несколько цепей, кожаных курток и черных джинсов в придачу. На лице возникнет пирсинг, а острое желание заливать огонь бензином не даст покоя ночью.

Андрей Сычков

#рецензия на книгу #обзор на книгу #литература #стиг ларссон