Совсем недавно встретилась с такой историей в комментариях. "Называть женщину девочкой глупо, инфантильно и т.п.". И на вопрос - а почему? - ответа нет, только продолжающийся всплеск возмущения.
Расскажу, почему так бывает.
Простой схемой воспользуюсь, созданной психологом и психиатром Эриком Берном. Внутри каждого из нас есть три части, три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Посмотрите, пожалуйста, на картинку.
В идеальном случае (левая часть рисунка):
- Ребёнок - растёт внутри нас с самого раннего детства, отвечает за энергию, творчество, интуицию, чувственность. Знает как веселиться, как сердиться и чего хочет прямо сейчас.
- Взрослый - слушает и слышит, чего хочет и чувствует Ребёнок. Отвечает за целесообразную реализацию идей Ребёнка. Обучается новому.
- Родитель - поддерживает Взрослого и Ребёнка, слегка придаёт их тандему лоска с помощью социальных установок. Делает привычную работу.
Если бы схема у нас у всех была именно такой, как слева - мы бы жили в мире мечты)) Каждый из нас делал бы то, что любит. Находился бы рядом с теми, кому ценен. И гораздо чаще ощущал бы себя счастливым. И на слово "девочка" - был бы ответ: "Да, и девочка тоже"))
Но.
Чаще всего, в реальности, схема выглядит иначе. И хорошо, если она хоть сколько-то близка к левой части рисунка. А теперь - посмотрите, пожалуйста, на правую картинку. Это - как раз вариант, где на обращение "девочка" - человек реагирует рассерженно и эмоционально. Потому что здесь:
- Ребёнок - с его желаниями, энергией и чувствами - сидит взаперти. Потому что "да кто ты такая, сопля, чтобы своё мнение здесь иметь", "какие чувства - думать головой надо", "ты рисунки свои видела - кто так рисует?".
- Взрослый - очень слабый или самоустранился. Здесь не идёт речи ни о поддержке Ребёнка, ни о реализации его идей. По сути, Взрослый здесь - второй ребёнок распоясавшегося Родителя.
- Ну и - Родитель. Точнее - РОДИТЕЛЬ. Который про всё знает "как надо". Который не анализирует (это не его функция, функция Взрослого) - а просто штампует наборы штампов. Да-да, вооон те: "да кто ты такая", "размечталась" и т.п.
Ну и я, как обычно, нарисовала девочек, но к мальчикам это имеет такое же прямое отношение)) Добавьте ещё установку "ты же мужик".
Ну вот, и обратитесь-ка к "девочке", которая там, внутри не имеет права голоса? Кто Вам ответит? Да Родитель, конечно. Со всем набором штампов. А девочка вздохнёт, обнимает ручками колени и продолжит мечтать тихо про себя. Да иногда - слать сны о своих мечтах. Туда, наверх. Может, услышат.
К сожалению, человек вот в этом, правом, состоянии - он почти совсем не властен над всей этой историей. Такая картинка - это результат воспитания, жизненного опыта и неосмысленных, взятых целиком, семейных установок. И в такой ситуации это целый большой путь - прийти к тому, чтобы Ребёнка - хотя бы чуть-чуть услышать.
Поэтому я бы сказала - отнеситесь к такому человеку - скорее с сочувствием. Ведь внутри него - сидит маленькая девочка (или маленький мальчик), которые так хотят дудеть в дудку, беситься и разрисоваться фломастерами. Очень давно хотят.
И если Вы это видите - то Вам досталось подудеть - немного больше))
Саша.
P.S. Если остались вопросы - приглашаю обсудить их в комментариях. Если вопрос очень личный - то добро пожаловать в Банку с вопросами (анонимно))) На основе Вашего вопроса из Банки может выйти отдельная статья.