Найти в Дзене
Omi Hal

Мирная послевоенная…

Добрый день друзья! Тайм-аут с миром ругани и разборок. Вы уж не серчайте за мои воспоминания. Сейчас очень многим это не знакомо, а для меня – это моя жизнь. Пока могу сказать, что в СССР я прожил больше, чем в РФ.

1953 год – умер товарищ Сталин, но я не помню (слишком мал был). Какие-то воспоминания идут лет с 5. Мотоцикл с коляской - какой-то большой, трофейный, зелёного цвета. Стоял он на улице во дворе безо всяких замков и цепей. Детвора любила посидеть на нём, подержаться за ручки руля, но ничего не откручивали, не ломали.

БМВ (трофей)
БМВ (трофей)

Год 1955-56-57. По Москве бегают машинки, но их так мало, что дорогу без проблем перейти можно, где угодно. Регулировщик в светлой гимнастёрке и тёмно-синих галифе со своей «палочкой» (жезлом) крутится на перекрёстке (это в центре, а чуток за Садовое кольцо и разъезжаются сами - с сигналами, матюками, но без мордобоя и стрельбы). Светофоров ещё было очень мало.

Мал был, а потому говорить буду о том, что видел сам и помню – Москва и Подмосковье. По городу бегают автобусы разные – и с полукруглыми обводами, и типа армейских (примерно, как в фильме «Место встречи изменить нельзя»). Грузовой парк по большей части сменился – в городе «зилы», «газоны» (51-е), встречаются «студебекеры». Окрас армейский – болотно-зелёный.

Из легковушек преобладают «Победа», не густо «Москвич 401» (это почитай вылитый «Опель Кадет»), «ЗИС» - правительственный парк. Всё остальное по большей части трофейное – «БМВ», «Мерседес», «Опель Кадет», «Опель Капитан». От союзников «Виллисы», но штучные, штучные «Форды» (скорее всего ещё довоенные). «БМВ-Мерседес-Опель» - чёрные, «Победы» - серые (иногда встречались чёрные), «Москвич» - серые, остальное всё – либо чёрный цвет, либо болотно-зелёный камуфляж. Отличался общественный транспорт: трамваи и автобусы - жёлто-красные, тролейбус - бело-синий.

Теперь трофеи:

Сели в электричку и за город. Кто в выходные отдохнуть, а кто-то в стольный град ездил по делам. РЖД ещё не полностью электрифицирована и на "дальняк" только паровозы ходили (тепловозы появились гораздо позже).

Советская электричка. В самом начале двери не были автоматическими, а зимой в ней было жуть как холодно.
Советская электричка. В самом начале двери не были автоматическими, а зимой в ней было жуть как холодно.

А вот за пределами города всё побогаче на «раритеты». Дороги – сами понимаете, по большей части без покрытия. По весне-осени – разбитые так, что обычной легковушке не пройти. В городе парк поменяли и передали «селу» - «эмки», «виллисы» (на них ставили крышу и двери), «ГАЗ-67». Здесь же обосновались и легендарные «полуторки» (в колхозах, совхозах, автобазах и т.д.).

Если в городе дороги чистились «зилами-цистернами» - поливалками, как их называли (впереди навешивалась крутящаяся щётка летом и скребок зимой), то на селе только гусеничный трактор (других не было).

Поливочно-уборочная машина - "поливалка" (всесезонная
Поливочно-уборочная машина - "поливалка" (всесезонная

После войны палитра для окраски техники была очень скромная, для грузовиков преобладал «зелёный».

-8

28 июля 1957 года в Москве открывается VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Воспоминания отрывочные. Эмблема – голубь и пятилепестковый цветок с разноцветными лепестками. Тогда Москва была густо засажена тополями – много зелени, неприхотливые, но в период цветения это просто жуть – тополиный пух везде, а на земле сплошным толстым ковром.

Бабочка шелкопряда
Бабочка шелкопряда

И ещё этот год запомнился нашествием шелкопряда – полчища крупных, невзрачных, толстопузых бабочек, везде коконы, а потом полчища гусениц, объедавших тополя чуть не дочиста.

Итак, фестиваль. Вот когда было внесено разнообразие – грузовой транспорт был раскрашен во все цвета радуги – жёлтый, голубой, оранжевый, фиолетовый и непременно на дверцах наносилась эмблема фестиваля. Фестиваль отгулял, молодёжь и студенты разъехались, но машины перекрашивать не стали (так они и ездили все из себя красиво-разноцветные с цветочками). Вот с этого времени и с заводов стали выходить легковые и грузовые машины не только трёх цветов.

Так мне это запомнилось. Годы шли, расширялся парк и ассортимент машин, менялись марки, но это уже тема для любителей автопрома.

Что ещё запомнилось из той, старой Москвы. Сейчас только Красная площадь вымощена брусчаткой (тёсаный камень), а раньше подавляющая часть проезжей части Москвы была «каменной», только мостили её булыжником – местами он был тёсаный, местами нет, но отличался от «красноплощадного» более выпуклым верхом, не такой плотной укладкой, да и камни были разноразмерные.

Булыжная мостовая ("брусчатка")
Булыжная мостовая ("брусчатка")

За пределами Садового кольца уложен был не так тщательно и местами подложка просела (вместе с ней и булыжник), образуя эдакие плавные вмятости. Я не помню, чтобы мостовые чинили, как сейчас асфальт или плитку. Булыжник лежал десятилетиями, не требуя ремонта, а ведь стелили ещё в имперские времена (до революции). Однажды видел, как разбирали улицу под асфальт, так на каждом камне на тыльной стороне было выбито клеймо производителя.

Это вам не асфальт, который порой и сезона не выдерживает, не "собянинская" плитка. По такой мостовой танк проедет и ничего ей не будет.