Питер Паркер (он же Человек-паук) давно стал супергероем с неподъемным рюкзаком релизов за спиной не только в комиксах, но и на больших (и домашних, конечно же) экранах. Почти все известные сейчас персонажи Marvel пережили по одному крупному перезапуску в кино, а Паучка начинали с нуля уже трижды (1977, 2002, 2012) — и только нынешняя версия с Томом Холландом в главной роли заручилась стабильным успехом. Если судить по кассовым сборам, Паутиноголовый становится все интереснее для публики, да и многие критики его последние картины не засаливают. Только вот Marvel Studios столкнулась с иной проблемой: молодому Паучку не хватает самостоятельности, что ли, большого прорыва, какого-то стержня, чтобы не опираться во всем на фильмы киновселенной и делать отсылки. Так было до выхода «Человека-паука: Нет пути домой».
Фильм начинается с дикой шокирующей сцены, которой закончился «Человек-паук: Вдали от дома»: коварный злодей-манипулятор Мистерио обвинил в своей смерти Человека-паука и рассказал всему миру, что под маской скрывается школьник Питер Паркер. Для парня это оборачивается основательными неприятностями: его начинают преследовать обычные жители, пресса, полиция и правительство. Хуже всего, что в ситуацию втянули еще и ближайшее окружение Питера: его девушка Эм Джей (Зендая) и лучший друг Нед (Джейкоб Баталон) теперь не могут поступить в колледж, потому что с ними не хотят иметь дела.
Паркер намерен все исправить с помощью магии — он обращается к боевому товарищу Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч) с просьбой заставить весь мир забыть о настоящей личности Человека-паука. Волшебник соглашается, но Паркер вносит правки в заклинание и вызывает страшный катаклизм — теперь мультивселенная трещит по швам. Так в фильме появляется не один, а сразу пять полноправных антагонистов, хорошо знакомых давним поклонникам персонажа: Доктор Осьминог (Альфред Молина), Зеленый гоблин (Уиллем Дефо) и Песочный человек (Томас Хейден Черч) из трилогии с Тоби Магуайром, Ящер (Рис Иванс) и Электро (Джейми Фокс) из дилогии с Эндрю Гарфилдом.
Легко представить, что столь амбициозную и эпическую завязку режиссер Джон Уоттс мог разыграть самым прямолинейным образом — просто снять 2,5 часа зрелищного экшена, в котором Человек-паук будет выписывать головокружительные пируэты на паутине и избивать плохишей до тех пор, пока они сами не вернутся восвояси. Ничего подобного: в «Нет пути домой» вообще удивительно мало сражений по меркам современных кинокомиксов. Авторам куда интереснее уделять внимание человеческой натуре каждого задействованного персонажа, сталкивать их друг с другом в основном в разговорных сценах. Еще удивительнее, что замысел сработал на отлично — имея даже малейшую эмоциональную привязанность к Человеку-пауку, от происходящего на экране просто невозможно оторваться.
Уже упомянутый неподъемный багаж в этот раз превратился из мертвого груза в прочный фундамент для сюжета, о котором еще несколько лет назад было сложно и мечтать. Уважительно отнесемся к решению студии сохранить все сюрпризы картины в тайне и скажем лишь, что поклонникам Человека-паука пропускать «Нет пути домой» противопоказано. В историческом смысле фильм так же важен, как «Мстители» в 2012-м — на минуточку, первый большой кроссовер известнейших героев комиксов на большом экране.
Однако даже при нешуточном размахе новый «Человек-паук» ощущается крайне личным фильмом о взрослении титульного супергероя. К финалу веселый и наивный Паук-тинейджер, каким он был еще с дебюта в «Первом мстителе: Противостояние», превращается в мужчину с серьезными душевными ранами и взрослым взглядом на мир. Теперь Питер Паркер в киновселенной Marvel точно заслуживает костюм Человека-паука и готов геройствовать осознанно, без чьего-либо менторства.