При Петре I монополия на алкоголь обеспечивала 10-ю часть доходов государства.
Известно, что в 1724 году казна получила от продажи «вина» 969 тыс. рублей.
Для сравнения: на строительство новой столицы в Санкт-Петербурге тогда ежегодно тратилось около 300 тыс. рублей. В это же время для увеличения казенных доходов от алкоголя окончательно запретили «винокурение» церкви и монастырям и затем вообще всем лицам недворянского звания.
Дворяне получили право производить водку для своих нужд, от 30 до 1000 ведер в год в зависимости от чина по Табели о рангах, но употреблять ее дозволялось только в поместьях. Прочим сословиям, крестьянам и горожанам, разрешили варить для себя только мед и пиво.
На продажу дубовых гробов, питейное и табачное производство объявлялась государственная монополия.
Реформа монетного дела
В условиях, когда произошло существенное расширение промышленного производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Она сложилась в XVII в. и теперь, в эпоху петровских преобразований, перестала соответствовать интересам хозяйственного развития.
Для оптовой торговли и внешнеторговых операций ходившая в обращении серебряная копейка оказалась слишком мелкой денежной единицей. В то же время для мелкой рыночной торговли она была излишне ценной. Поэтому Пётр I провёл реформу монетного дела. Ею предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет.
В основу монетной системы был положен десятичный принцип:
- рубль,
- гривенник,
- копейка.
Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль, который для облегчения внешнеторговых расчетов по весу был приравнен к талеру, использовавшемуся в качестве денежной единицы в ряде европейских стран.
В 1701 году была произведена перечеканка серебряной монеты в монету низшего достоинства, но прежней номинальной цены.
Денежная реформа дала по 946 тыс. в первые 3 года (1701—1703) и по 313 тыс. — в следующие три; отсюда были выплачены иностранные субсидии.
Однако, скоро весь металл был переделан в новую монету, а стоимость её в обращении упала на половину; таким образом, польза от порчи монеты была временная и сопровождалась огромным вредом, роняя стоимость всех вообще поступлений казны (вместе с упадком стоимости монеты).
К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.
Пётр сделал реформы одной из главных задач правительственной деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая заслуга.
Государство вмешивалось в хозяйственную, семейную и духовную жизнь подданных: указы определяли,
- как надо сооружать печи,
- какой ширины надобно ткать полотно,
- как обрабатывать кожу,
- в каких гробах и где хоронить умерших,
- сколько раз посещать храмы и как вести себя в них
Царем была выдана грамота, которой запрещалось женам забирать пьяных мужчин с пивнушек.
Царь ввел налог на бани, которые находились в частной собственности. При этом поощрялось развитие бань общего пользования.
Царь издал указ, запрещающий без согласия девушек выдавать их замуж
На все случаи частной жизни существовали указы. Многие из них созданы самим Петром.
В Лето 7208 (1699) Пётр I перенес Новолетие на 1 Генваря и издал специальный указ:
«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».
В 1698 году Пётр I установил налог на ношение бороды.
Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление, но Пётр решил эту проблему экономическим путем: ношение бороды облагалось особым налогом, величина которого определялась состоятельностью обладателя сего украшения.
Платили все: царедворцы и дворяне, крестьяне и извозчики — размер пошлины устанавливался в зависимости от сословия. Для бородатого крестьянина размер штрафа за въезд в город составлял 1 копейку. Это не сильно обременяло деревенских жителей, а потому крестьянство продолжало носить бороды.
Уплативший носил на шее медный жетон как свидетельство уплаты налога с надписью «борода - лишняя тягота». Образец - находится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Знаки с подобной чеканкой быстро начали использоваться в качестве средства платежей, и в народе начали именоваться «бородовой копейкой».
Пётр изменил положение женщин в русском обществе
Он специальными указами запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.
Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе».
С 1702 г. самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причём ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить».
Пётр Первый изменил отношение к браку: не гражданско-правовой договор, а духовный союз.
От священников требовалось, чтобы они о доброй воле вступления в брак выясняли до венчания. Церковь не очень радостно встретила петровские указы, неявное сопротивление, указы не выполнялись. Прошло много времени, прежде чем начали выполнять.
1721 год – Указ – разрешил венчать православных христиан и не православных. Так как раньше для женитьбы на русской царевне мужу надо было поменять веру. Этот указ был не популярен среди священников. Плененные шведы и отправленные в Сибирь, хотели жениться на русских девушках, чтобы заселить просторы.
Спасибо, что прочитали статью! С огромным уважением к вам.