Найти тему
Культур-трегер

О том как поэт Федор Тютчев менял политические взгляды

Автор знаменитых строк "Умом Россию не понять" проявил себя низко и бестактно по отношению к памяти своего благодетеля - царя Николая I.

Начиналось все так: в 1850 году Федор Тютчев написал свое знаменитое стихотворение "Пророчество". Оно является обращением к императору Николаю I. В этом пророчестве есть такие строки:

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь!"
Пади пред ним, о царь России, –
И встань как всеславянский царь!

Сильные стихи, красивые, очень образные... Но по сути, это прямой призыв объявить войну Османской Империи и освободить Константинополь.

Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Османская империя считалась "Больным человеком Европы", и многие ожидали ее скорейшего распада и гибели. Таким образом, "Пророчество" Тютчева - это скорее выражение мнения значительной части Российского общества того времени, а не личная смелость поэта.

А теперь к вопросу о низости. Давайте посмотрим, о чем следующее знаменитое стихотворение Тютчева. Оно называется Н(иколаю) П(авловичу):

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Эти строки написаны в 1855 году, сразу же после смерти императора Николая I. Пинать мертвого льва всякий может, но попробовал бы Федор Тютчев сказать подобное царю при жизни прямо в глаза?

-2

Что уж тут говорить, Николай I проиграл крымскую войну. Пророчество 1850 года не свершилось. Но поэт Федор Тютчев уже тут как тут, и выражает в своих стихах новые крамольные мысли, витающие в уставшем от войны обществе.

Каждый имеет право на свое мнение. Но подобные стихи не звучали бы так цинично из уст, например, вечно фрондирующего власти Александра Пушкина, доживи он до этих дней. Но обласканный при дворе Федор Тютчев, пристроивший двоих дочерей фрейлинами (т.е. по сути, на содержание царской семьи) выглядит в этой ситуации очень низко.

Эти стихи можно было бы понять и в другом случае, напиши их Тютчев на закате жизни, после долгого осмысления прожитого. Но нет! Между "Всеславянским царем" и "лицедеем" разница всего в 4 года...

Да и какой из Николая I был лицедей? Его можно было обвинять во многих грехах: жестокости, мстительности, гордыне, упрямстве, но только не в двуличии или лицедействе. Даже враги царя признавали это.

Все выше сказанное, конечно, не отменяет гениальности стихов Федора Тютчева, но вызывает саркастические мысли о том, как часто высокое и низкое причудливо сочетается в нашей жизни.