King Tubby - одна из важнейших фигур ямайской музыкальной сцены.
С конца 60-ых - начала 70-ых в гетто Waterhouse, сидя в крошечной, переоборудованной из спальни его матери студии, Tubby первым придумал идею ремикса. Так он превратил даб в отдельный вид искусства, опередив время и оказав огромное влияние на дальнейшее развитие музыки как таковой.
Tubby, как и его друг и местами конкурент Lee ‘Scratch’ Perry, был одним из горстки ямайских визионеров, чьи новшества не только неожиданным образом изменили звучание музыки регги, но также стали образцом для таких музыкальных стилей как хип-хоп, джангл, гэридж, грайм. Его эксперименты со звуком заметно повлияли на бесконечное разнообразие электронной танцевальной музыки - особенно на дабстеп, британского «незаконнорожденного» потомка ямайского даба.
Многие не понимали King Tubby, а в музыкальной литературе того времени иногда и вовсе не упоминали. До последних своих лет King Tubby не был исключительно музыкальным продюсером. Его обычным занятием была работа с электроникой: он поставлял трансформаторы для стабилизации электрического тока для различных островных предприятий и саундсистем.
Тем не менее, культура ремиксов, которую сейчас мы воспринимаем как должное, в большой степени является заслугой гения Tubby. Представленные им техники навсегда изменили путь развития современной популярной музыки.
Урождённый Osbourne Ruddock, он появился на свет в 1941 году и воспитывался вместе с тремя братьями и четырьмя сестрами недалеко от Kingston Harbou на High Holborn Street, одной из наиболее известных улиц восточной части даунтауна.
Затем, в начале 50х, он переехал на 18 Dromilly Avenue, в районе Penwood, Waterhouse - быстрорастущей части западного Кингстона, где шло активное строительство новых жилых комплексов.
По сравнению с густонаселенным даунтауном, жизнь в районе Penwood должна была ощущаться как важный шаг в мир. Однако, позже вражда различных политических группировок превратила весь район в ещё одну горячую точку на карте Кингстона.
Osbourne получил прозвище «Tubby» - «Пузатый» (хотя сам был достаточно стройным) от фамилии своей матери - Tubman. Проявив интерес к электронике еще в подростковом возрасте, он прошел обучение в College of Arts, Science and Technology, который располагался на окраинах Кингстона, поддерживая и развивая свои знания в том числе через дистанционные курсы по почте в США. Впоследствии он начал производство собственных радио, собирая приборы из выброшенных деталей, которые можно было найти на свалке, и вскоре открыл сервисный центр рядом с домом своей матери.
В дополнение к работе с трансформаторами для различных помещений, Tubby начал строить и обслуживать усилители для местных саундсистем, в конечном итоге построив свою собственную в 1958 году. Она получила название Hometown Hi-Fi, и иногда на ней можно было послушать американский ритм-н-блюз.
Хотя саундсистема использовалась нечасто, ее популярность среди аудитории быстро росла, что привело к «коронации» King Tubby после саундклэша (соревнования саундсистем, когда сравнивается эксклюзивность и подача материала каждого отдельного саунда) в Waterhouse в начале 60-ых.
Уже к концу 60-ых на этой саундсистеме стал выступать с тостингом знаменитый U-Roy (он первым начал использовать подобный прием, подражая американским радио-диджеям). King Tubby’s Hi-Fi - так теперь называлась саундсистема, прошла модернизацию и стала одной из главных саундсистем на Ямайке.
Именно этот саунд был первым, на котором был использован эффект реверберации - накладывание поверх композиции эффекта, который создавал особое ощущение пространства. Закончилось все, к сожалению, печально - звук был уничтожен сотрудниками полиции в 1975 году.
Начиная с середины 50-ых, Tubby выступал в роли ментора для Lloyd ‘Jammy’ James, который был младше по возрасту и жил поблизости в том же районе. По словам Jammy, когда самой популярной музыкой на Ямайке был жанр ска, Tubby недолго управлял пиратской радиостанцией. Станция TRS - Tubby’s Radio Station - занимала частоты главной ямайской радиостанции Jamaica Broadcasting Corporation’s из-за чего после нескольких эфиров Tubby начали искать по запросу властей. Когда солдаты появились на соседних от него улицах он был вынужден прервать свои стримы.
Tubby и Jammy оставались максимально близки друг к другу в течение последующих десятилетий, даже когда Jammy решил заняться производством собственной музыки, которая заметно отличалась от того, что делал Tubby.
О ранних шагах King Tubby в музыке не было практически никакой информации, поэтому его роль недооценена.
Недавно племянник Tubby рассказал о том, что хотя в конце 60-ых он и занимался обслуживанием оборудования на студии Duke Reid’s Treasure Isle, он не был инженером и не занимался нарезкой дабплейтов - эксклюзивного материала на ацетатном виниле (особый вид винила, более дешевый в производстве, при этом обладающий быстрой изнашиваемостью), как это часто о нем говорят.
Тем не менее со слов большого количества артистов, Tubby все же нарезал ацетат у Reid, работая на него и даже попросил записать для себя несколько инструментальных версий, первым начав их играть.
Вдобавок к этому, существует легенда, что Tubby оказался свидетелем случая, позже пополнившего список мифов вокруг зарождения музыки даб, когда саундман (так называют участника команды отдельной саундсистемы) Rudolph ‘Ruddy’ Redwood получил от Byron Smith для своей саундсистемы эксклюзивный микс, на котором по случайности отсутствовала вокальная дорожка.
С этого момента принято отсчитывать начало феномена версии (version) на обратной стороне пластинки (B-side, сторона B), когда из микса вырезали вокальную часть, оставляя только инструментальную, чтобы потом на саундсистемной сессии тостер зачитывал свой текст поверх версии.
Однако Tubby как-то заявил, что первый, кто это сделал, был он сам. В любом случае, Tubby приобрел двухдорожечный магнитофон, который он начал использовать для записи миксов своих версий на ацетатных носителях для саундсистем. Pat Kelly, исполнитель, который работал аудио-инженером с Tubby в начале его деятельности, говорил, что помогал ему в изготовлении такого материала начиная с 1969 года. Впрочем, некоторые ставят под сомнение это утверждение.
События получили дальнейшее развитие после того, как Bunny Lee передал Tubby свой микшерный пульт MCI, который использовался Lee на Dynamic Sounds в 1971 году и больше был ему не нужен. Это сподвигло Tubby переоборудовать спальню в доме на 18 Dromilly Avenue в студию для производства ремиксов, где он работал над версиями для обратной стороны пластинки, к которым он добавлял эффекты дилея (эха) и реверберации, в процессе чего и появилась та музыка даб, в каком виде мы знаем её и по сей день.
Вскоре порог его дома обивали самые важные независимые музыкальные продюсеры того времени, у которых не было своей студии. Среди них Niney the Observer, Lee ‘Scratch’ Perry, Keith Hudson, Yabby You и Augustus Pablo - для этих артистов студия Tubby стала отправной точкой в их дальнейшей деятельности, и именно им предстояло в дальнейшем расширить границы звучания музыки даб.
Начиная с 1972 это место регулярно использовалось для озвучки ритм-треков, при том, что целая группа никак не смогла бы там уместиться. Со слов Cornell Campbell, его вариант ‘Never Found A Girl’ был первой записанной песней в студии Tubby, который изначально неохотно записывал у себя артистов, пока не услышал результат нескольких проб. Получив поддержку со стороны Bunny Lee, он построил кабину для записи вокала, использовав для этого свою ванную комнату.
В дальнейшем для независимых продюсеров стало традицией приносить свои ритм-треки в студию Tubby для озвучки и миксовать там свои даб версии.
King Tubby также был первопроходцем в записи полностью инструментального даб-альбома, выпуск которого помогал популяризации и распространению такого формата музыки за пределами Ямайки. Однако, ограниченные технические возможности студии Tubby со временем стали причиной споров в вопросе авторства. Важной частью микшерного пульта является фильтр high-pass, который Tubby использовал для динамических эффектов на многих из его величайших даб-миксов.
При этом в студии все время присутствовала команда инженеров. Сессии звукозаписи чаще происходили с командой, нежели с участием одного Tubby. В самом начале певец Pat Kelly был одним из постоянно присутствующих инженеров на студии. В конце 1973 года его заменил Philip Smart. Когда же Smart эмигрировал в США, Kelly снова получил свою прежнюю должность, ровно до того момента как в начале 1976 года Prince Jammy вернулся обратно на Ямайку, чтобы стать правой рукой Tubby. В конце 70-ых молодой продюсер Scientist стал обучаться на студии Tubby. В начале 80-ых в этой же студии команда продюсеров Peter Chemist and Professor записали несколько знаковых релизов.
Между тем к началу 80-ых, Jammy всё меньше работал с Tubby, занимаясь постройкой собственной студии недалеко от St. Lucia Road. Огромный успех Jammy завоевал со своим риддимом (riddim - название ритм-трека на Ямайке) ‘Under Mi Sleng Teng’, записанным на синтезаторе Casio в 1985 году, что убедило Tubby провести модернизацию его студии и начать записывать компьютеризированные (цифровые) биты.
Как только студия была достроена и начала свою работу, Tubby предоставил возможность своим ученикам, таким как Peego, Phantom и Fatman Thompson, работать на сессиях звукозаписи. В конечно итоге это привело к тому что он остался в тени Jammy в начале эпохи цифрового звучания, хотя и создал некоторое количество хитов.
Жизнь King Tubby окончилась трагически 6 февраля 1989 года, когда он стал жертвой бессмысленного убийства. Убийца, которого не смогли позже идентифицировать, забрал деньги, драгоценности и что особенно важно огнестрельное оружие самого Tubby (на которое у него была лицензия), из-за которого скорее всего он и был выбран как цель для нападения.
И хотя смерть Tubby была огромной потерей для музыки регги, результаты его труда бессмертны.