Волостной писарь, Эзерские - это название сайта, с помощью которого Архангельские ищут своего родственника. Я дал сходное название, чтобы они могли увидеть мой сайт рядом.
Вот дорога М3- Москва - Киев. По старым временам дорога, конечно, шла через Бобрик. По ней ехали в обе стороны купцы. Богомольцы шли в Киев, ко святым местам, в Киево- Печерскую Лавру, а кто и дальше в Иерусалим.
Бобрик упоминается с 1620-х годов в составе Чемлыжского стана Комарицкой волости как существующее село с церковью Михаила Архангела. Последнее здание построено в 1779 году: церковь во имя Архистратига Михаила, построена вместо ветхой, деревянная, холодная.
М3 - Москва-Киев
Иван Шмелёв. Богомолье. На святой дороге.
В дальнюю дорогу долго готовились и собирались. Искали попутчиков. Хорошо, если находили человека, который уже ходил ко святым местам. Кому не удалось найти такого, довольствовались поговоркой- язык до Киева доведёт. Ну, а местные жители шли по праздникам в Бобрик в церковь Архангела Михаила. Моя мама -Анна, её братья - Иван, Николай, Георгий и сёстры Надежда, Ольга, Любовь, Вера, Александра - происходят из села Бобрик Комаричского района Брянской области. Ещё одна сестра умерла в молодости, звали её Маня. У неё был парень, который её любил. Он очень горевал и всё ходил к бабушке и плакал, пока она его не прогнала, сказала, чтобы жил своей жизнью. И верно, спустя какое-то время он нашёл другую любовь и женился.
Расположено село Бобрик на реке Тростянка. К стати сказать, каждой дочери было отложено на свадьбу 10 рублей золотом в Государственном банке. До революции, конечно.
Хотели бы вы жить в такой красоте ?
Если крикнет рать святая
Брось ты Русь, живи в раю
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою" С. Есенин
Отец всех сестёр и братьев - Иван Петрович Косминский, Лёля говорила, был сыном раввина, затем он закончил учительскую семинарию и служил учителем, затем - духовную (или в обратном порядке) и стал православным священником в Бобрике. Я Лёле не очень поверил и предположил, что был мужик по прозвищу Косма, по причине, что у него были длинные и густые волосы. Его потомок получил фамилию Космин. А вот уже в семинарии был обычай добавить к простой фамилии окончание "ский". Вот к примеру фамилия семинариста - Воров. Ну разве можно допустить, чтобы человек с такой фамилией окормлял паству? А возьмите - Воровский - ну это уже прямо - "ваше благородие". Лёля согласилась, что такое могло быть. А в общем-то, что нам стесняться своих предков? Другое дело, если бы они были какими-нибудь жуликами, а они были честными и уважаемыми людьми. Лёля была права: тётя Люба подтвердила это моей супруге. Но и я был прав : я посмотрел вконтакте на фамилию Косма - есть такие, и с фамилией Космин - ещё больше, а уж Косминских... Даже нашёлся один местночтимый святой Косма.
Бабушка - Анна Ивановна в девичестве носила фамилию - Эзерская. Не знаю, имеет ли её род отношение к пану Эзерскому, у которого Меньшиков (согласно Алексею Толстому или Пушкину?) отнял имение, а Петр потребовал - вернуть. И вот мне буквально повезло: на сайте Брянский Край (www.kray 32.ru) я нашёл такой текст: "Перемещён Севского уезда села Алешкович священник Иоанн Эзерский и того же уезда села Бобрика священник Василий Преображенский, один на место другого,- первый по прошению настоятелем церкви, а последний, по распоряжению Епархиального Начальства, помощником настоятеля". Орловские епархиальные ведомости, №11, 1879 год, с.511.( С сайта: Брянский Край). Родился он около 1840 года (точная дата не известна), умер 16 мая 1897 года. Окончил Орловскую духовную семинарию в 1861 году, рукоположён во священника в 1865 году. С 1879 года был членом Севского уездного отделения епархиального училищного совета, действительным членом Орловского Православного Петропавловского Братства. Награждён в 1873 году правом ношения набедренника, в 1895 году определением Св. Синода награждён правом ношения камилавки "за заслуги по духовному ведомству". Умер он 16 мая 1897. Мой прадедушка. А его дочь Анна Ивановна- моя бабушка.
Церковь Михаила Архангела в селе Бобрик. Начало постройки 1720 год
Святые Варвара и Екатерина. Раскрашенная скульптура 18 в.
Орловские Епархиальные ведомости 1897 №24/25 с.855
Теперь можно не сомневаться, что Иван Косминский, священник села Бобрик - мой дедушка. Косминский Иван (Петрович) родился в 1870 году, окончил Орловскую духовную семинарию в 1891 году, рукоположён в диакона 20.07.1897 году и на следующий день - во священника. - Интересно, что чуть ли не в один день и со ссылкой на окончание семинарии 6 лет назад. Законоучитель местного земского училища с 20.9.1901 и Лагерёвского начального училища с 31.12.1914. Действительный член Орловского Православного Петропавловского братства. В 1908 награждён правом ношения скуфьи к светлому празднику Св. Пасхи "за усердное исполнение пастырских обязанностей", 6.5.1916 - награждён правом ношения комилавки, "во внимание к пастырским трудам".
Духовная семинария готовила священников и учителей народных школ. Семинария и духовное училище были общесословными учебными заведениями: в ней могли обучаться на одинаковых условиях дети всех сословий. В Орловской духовной семинарии 1-й этаж занимали преподаватели, 2-й - учебные классы, 3-й - жилые комнаты семинаристов. После окончания 2х классов воспитанники получали освобождение от военной обязанности, а после 4х классов - право поступать в университет, или получить чиновничье место.
У дедушки было два старших брата, они уехали в Петербург и пошли по научной стезе. Мама говорила, что Евгений Алексеевич Косминский, специалист по европейскому средневековью и автор учебника, по которому мы в школе учили историю средних веков - наш родственник. Согласно Википедии его отец - Алексей Петрович, а мой дедушка - Иван Петрович. Евгения Алексеевича тётя Люба называла двоюродным. По отчествам - сходится. Смутно помню. что он был у нас в Чухинском и я его провожал по Красина до Садовой.
Шестилетняя программа курса духовной семинарии - вместе с подготовкой в духовном училище - содержала полный курс классических гимназий. В конце 19 - начале 20 вв программа включала также физику, математику, агрономические и медицинские знания. Программа состояла из трёх двухгодичных отделений - риторического, философского и богословского. Кроме риторики в качестве второстепенных наук преподавали всеобщая история, древнегреческий и на выбор немецкий или французский языки, обязательным был латинский язык. Курс философии включал логику, онтологию, космологию, психологию, этику и историю философии от древнегреческих философов до немецкой классической философии Канта, Гегеля и Фейербаха.
Курс богословия включал герменевтику (изъяснение Священного писания), догматическое, обличительное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие и практическое руководство для пастырей. Курс церковной истории включал Библейскую историю, общую церковную историю и историю Русской Церкви вплоть до 18 века. Программа еврейского языка включала грамматику и перевод избранных мест Библии с древнееврейского на русский.
Обустроены семинаристы были неплохо. Все носили форму. Ежегодно они получали две суконные курточные пары и пояс, фуражку, три пары белья, две пары сапог, галоши. Один раз в два года – драповое пальто. В шестом классе вместо курточной пары с поясом выдавалась сюртучная пара, что выделяло выпускников из общей массы. И питались они тоже неплохо. Стол воспитанников различался в обычные дни и дни поста. Вот, к примеру, что ели учащиеся в сентябре-ноябре 1909 года. На завтрак - чай с пшеничной булкой. Плотный обед из трёх блюд. По понедельникам, вторникам, субботам и воскресеньям был скоромный стол: щи с говядиной, говядина с хреном, каша с говяжьим салом или котлеты с картофельным пюре. По средам и пятницам мясные блюда заменялись рыбными и грибными (постный стол): окрошка из севрюги, щи с белыми грибами, пирожки с подливкой. На ужин скоромный стол включал чаще всего щи с говядиной и кашу, а постный стол - суп картофельный с грибами и рисовые котлеты с грибной подливкой. Во время длительного поста - чай с пшеничной булкой не только утром, но и вечером. Часто давали севрюгу и солянку из нее, а также котлеты из манки, пирожки, оладьи. Кашу заправляли подсолнечным маслом.
Почему дедушка не отдал своих сыновей в духовную семинарию - я думаю, они не подходили по возрасту - все мальчики были младшими в семье. Много воспитанников семинарии должны были пересдать экзамены после летних каникул в 1917 году. Что происходило на самом деле? Семинарское образование развивало интеллектуальные способности, умение самостоятельно размышлять и аргументированно выражать свои мысли, оперируя богословскими и философскими понятиями. Воспитанники старших классов привлекались к ведению второстепенных предметов в младших классах и были готовы к преподаванию в народных школах. Но это же самое умение размышлять, аргументировать и оперировать философскими категориями вело и к нигилизму, атеизму и уже появившемуся, и становящимся модным - марксизму. А знаем ли мы, что и Добролюбов и Чернышевский - теоретик утопического социализма, фактически духовный лидер "Земли и воли" - бывшие семинаристы?
В 1918 году семинария была упразднена. С 1926 года в здании семинарии был размещён Орловский железнодорожный техникум.
Перед смертью дедушка сказал, что если у кого на могиле не хватит земли, чтобы брали с его могилы. Когда Тамара - дочь дяди Вани поехала в Бобрик и нашла дедушкину могилку, там вместо холмика была ямка.
Известно, что у деда и бабушки в Бобрике был дом, лошадь и пчёлы и, конечно, корова -Марта - как же без неё с такой семьёй? Была ещё кошка - Хвеська. Дедушка умер, по словам мамы, от простуды: зимой ездил в город защищать арестованных знакомых, ни в чём не повинных людей. Так или нет - спросить не у кого. Но в это я не очень верю: с 1924 года началось массовое лишение избирательных прав священников и членов их семей - думаю, меня хотели оградить, не возбуждать оппозиционного настроения к действующей власти. Скорее всего семья была раскулачена, дедушка умер от инфаркта, а оставшиеся переселились в Трубчевск к знакомым. (В дарственной надписи на одной из фотографий их называют дорогими трубчевцами). Могли ли по тем временам оставить "без должного внимания" зажиточно живущих на селе людей? Да ещё и в условиях, когда религия официально стала считаться опиумом для народа? Очевидно, не могли.
Вопрос жизни или смерти классовых врагов решала "тройка".
" 3. Езерский Михаил Иванович Родился в 1879 г., Орловская обл., Севский р-н, с. Бобрик; священник.. Проживал: Орловская обл., Никольский р-н, с. Баранове.
Арестован в 1937 г.
Приговор: расстрелян. Источник: Книга памяти Орловской обл.(Совпадение места рождения и рода деятельности позволяет предполагать, что это сын Ивана Эзерского)".
"32. Косминский Иван Петрович, иерей. Родился в 1869 году. В период с 1920 по 1927 служил священником в храме во имя Архистратига Божия Михаила с. Бобрик Шаровской волости Севского уезда Брянской губернии (ныне территория Комарического р-на Брянской области). Был лишён избирательных прав". (Верный путь. Комарический р-н Музей Комаричи Брянской обл. Памяти жертв политических репрессий онлайн репортаж "Люди, помните" ч.4).
Иной раз, подавая мне еду, мама говорила: "Кушай тюрю Яша, молочка -то нет. - Где ж коровка наша? - Увели мой свет". - Думаю не случайно запали ей в душу эти стихи. Когда подошёл пенсионный возраст, мама сказала, что родилась она не в 1910, а в 1908 году, но возраст ей удалось убавить, "чтобы была маленькой и не отвечала за отца". Было ясно и я не спрашивал подробности.
В 1778 году в Севске была открыта Севская духовная семинария. В связи с учреждением Орловской епархии в 1788 году она была переименована в Орловскую, но оставалась в Севске до 1827 года, когда была переведена в Орёл. Строительство кирпичного трёхэтажного здания для неё велось в Орле с апреля 1824 по ноябрь 1826 года (архитектор Ф. И. Петонди); его открытие состоялось 8 мая 1827 года.
В сентябре 1849 года был построен подвальный этаж здания, где разместились кухня, пекарня, кладовые и мастерские. В 1850 году за семинарской оградой был разбит сад и устроен огород. В 1851—1855 гг. главный корпус реконструирован: произведена его внутренняя перепланировка. В мае 1855 года было окончено строительство кирпичного двухэтажного с Г-образным планом больничного корпуса. Полное переустройство семинарии связано с именем Александра Богданова. Из трёхклассной она была преобразована в шестиклассную. Сами здания были перестроены, главный корпус расширен пристройкой (1872), произошёл капитальный ремонт и обновление семинарской церкви (1874). С 1894 года в семинарии существовало древнехранилище, где сосредотачивались вещественные и письменные памятники церковной старины.
Одни пополнят боевое ядро эсеров, другие - большевиков. Одни будут отпевать погибших Белой армии, другие отпевать погибших от белого и красного террора. Для революционной элиты, включая Сталина, Микояна и многих большевиков, происходивших из "поповичей" был характерен семинарский, догматический тип мышления - это было строительство нового справедливого общества - царства божьего на земле. До появления пролетарской интеллигенции они могли быть комиссарами, культработниками, журналистами, партийными деятелями, но потом были "вычищены" и расстреляны как враги народа.
Почему дедушка не отдал своих мальчиков в духовную семинарию? - Я думаю, они не подходили по возрасту - все мальчики были младшими в семье. Много воспитанников семинарии должны были пересдать экзамены после летних каникул в 1917 году. Что происходило на самом деле в условиях 1-й мировой войны, революций и гражданской войны?
В 1918 году семинария была упразднена. С 1926 года в здании семинарии был размещёнён Орловский железнодорожный техникум.
Перед смертью дедушка сказал, что если у кого на могиле не хватит земли, чтобы брали с его могилы. Когда Тамара - дочь дяди Вани поехала в Бобрик и нашла дедушкину могилку, там вместо холмика была ямка.
Это тоже какая-то наша родня. Тётя Люба называла женщину на фото - тётя Женя, и мужчину называла, но я уже не помню. На другой фотографии был дядя Веня. Но я был маленький и только комментировал - "Дядя веник".
А среди выпускников Орловской духовной семинарии я нашёл:
выпуск 6-й 1827-1829 годы - Евфим Косминский
выпуск 12-й 2-й класс 1839-1841-Пётр Косминский
выпуск 14-й 1-й класс 1843-1845 -Евсевий Косминский
выпуск 1887 - Егор Косминский
выпуск 1891 год 2-е отд. разряд 2 - Иван Косминский
выпуск 1895 -2-й отд. разряд 1 - Анатолий Косминский
выпуск 13-й 1841-1843 годы 2-класс- Павел Эзерский выпуск 22-й 1859-1861 годы 2-й класс- Иван Эзерский выпуск 1894 1-е отд.разряд 2-й класс - Павел Эзерский
17Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила села Бобрик1777–180923618Метрическая книга церкви Свято-го Архистратига Михаила села Бобрик1810–182820519Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила села Бобрик1837–184318720Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила села Бобрик 1848 г. – часть I за январь.1844–184819421Метрическая книга церкви Свято-го Архистратига Михаила села Бобрик 1851 г. - часть I, II; часть III за январь-сентябрь1848–185112822Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила по приходу села Бобрик и приходу села Лугань Ведомость по приходу села Лугань - часть I. Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила села Бобрик за 1860 Метрическая книга церкви Святого Ар1850–186234123Метрическая книга церкви Свято-го Архистратига Михаила села Бобрик1892–189743824Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила села Бобрик1902–190526525Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила села Бобрик 1915 г. – часть I за середину января-декабрь, часть II, III. 1918 г. – части I, III.1915–191822126Метрическая книга церкви Святого Архистратига Михаила села Бобрик 1918 г. – часть II. Ведомости о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов по церквям Севского уезда за 19181902–1918
3. Езерский Михаил Иванович
4,5 -Николай и Григорий Эзерские, ученики Севского духовного училища