Найти тему

«Тартюф»: история о глазах и проблемах с ними

Эльмира, укоризненно смотрящая.                                                                                    Кадр из телеспектакля «Тартюф» (режиссёр Анатолий Эфрос, оператор  Андрей Тюпкин,  художник Дмитрий Крымов, Московский художественный академический театр имени М. Горького, 1989). Источник: https://www.culture.ru/live/movies/991/tartyuf
Эльмира, укоризненно смотрящая. Кадр из телеспектакля «Тартюф» (режиссёр Анатолий Эфрос, оператор Андрей Тюпкин, художник Дмитрий Крымов, Московский художественный академический театр имени М. Горького, 1989). Источник: https://www.culture.ru/live/movies/991/tartyuf

Анатолий Эфрос и его спектакль, поставленный в 1989 году, по известной комедии Жан-Батиста Мольера «Тартюф», был наверняка засмотрен до дыр не одним поколением. Так зачем смотреть его сейчас (и почему именно смотреть, а не читать): ради смеха или все-таки умных мыслей?

История о вранье, казалось бы, простая, — человек разрушает семью изнутри тем, что вешает лапшу на уши ее главе, — но принимающая довольно интересный окрас, такой же яркий, как и прекрасные одежды далекой эпохи (за это стоит благодарить художницу по костюмам - Валентину Комолову). Локальная история становится историей о глазах, об их лишении, об их лечении, и о всевидящем оке, «большом брате».

Начнем издалека. Сама комедия придерживается почти всех единств классицизма: времени, места и действия, кроме последнего. Романтическая линия не сильно, но разветвленная. Основной конфликт порождает еще один - конфликт между возлюбленными, Марианной (Ирина Юревич) и Валером (Валерий Войтюк), который был заведомо несерьёзный, что видно по выражению лица «не слепой», наблюдающей за сценой их ссоры, Дорины (Нина Гуляева), но все же важный. В остальном, многие главные приметы классицизма на месте. Хороший конец, возносящий справедливость короля, всевидящего ока, также остался.

Кадр из телеспектакля «Тартюф» (режиссёр Анатолий Эфрос, оператор  Андрей Тюпкин,  художник Дмитрий Крымов, Московский художественный академический театр имени М. Горького, 1989). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/7073/foto/i1/
Кадр из телеспектакля «Тартюф» (режиссёр Анатолий Эфрос, оператор Андрей Тюпкин, художник Дмитрий Крымов, Московский художественный академический театр имени М. Горького, 1989). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/7073/foto/i1/

Знакомство с героями уже начинается с балагана. Все спорят, а точнее, мать главы семейства г-жа Пернель (Раиса Максимова) поучает всех домочадцев, тем самым защищая сына и его скользкого дружка, приведенного чуть ли не с улицы. Здесь же мы впервые сталкиваемся с делением персонажей на разные группы, которое было упомянуто ранее, на «слепых» и «неслепых». Слепота - обозначение необразованности, непросвещенности. Тартюф же (Станислав Любшин) из этой системы выделяется. Это различие видно как по конфликту интересов с неслепыми персонажами, так и по костюму, по форме. Тартюф в прямом смысле серый по сравнению с остальными, такими яркими персонажами. Их костюмы золотые, блестящие, или спокойные, как у Клианта (Сергей Десницкий), ультрамариновые, как у Марианны, абсолютно черные (г-жа Пернель), но все же вписывающиеся в общую торжественную картину. Помимо формы, Тартюф очаровал главу семьи не просто харизмой или глупым враньем, а «глаголом могучим», то есть пока все персонажи представляют собой глаза, Тартюф — скорее рот. Клиант, персонаж, первым вступающий в прямую дискуссию с Оргоном (Александр Калягин), и начинает историю с глазами, говоря: «Не знаю? Может быть. Но видел. А меж тем в подобных случаях я доверяюсь глазу». Персонаж, выделяющий глаза как нечто главное, оказывается правым, говоря в порыве чувств Оргону: «Вы слепы, и у вас одно желанье - чтоб все лишились глаз!»

Кадр из телеспектакля «Тартюф» (режиссёр Анатолий Эфрос, оператор Андрей Тюпкин, художник Дмитрий Крымов, Московский художественный академический театр имени М. Горького, 1989). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/7073/foto/i1/
Кадр из телеспектакля «Тартюф» (режиссёр Анатолий Эфрос, оператор Андрей Тюпкин, художник Дмитрий Крымов, Московский художественный академический театр имени М. Горького, 1989). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/7073/foto/i1/

При всем символизме подтекста, пьеса бы не была столь интересной, если бы не оставалась комедией. При просмотре «Тартюфа» не почувствуется тяжесть слов длинных разоблачений, голова расслабится после пары забавных фраз и действий персонажей по-хорошему легких. Чувствуется четкая, но все же тонкая, грань между словами и действиями, несущими основной посыл, делающими комедию комедией. Это не «Гроза» Островского, где каждое слово важно, но и не ситком-жвачка по типу «Счастливы вместе», это что-то среднее. Не так глубоко, чтобы утонуть, метафоры не так незаметны, чтобы упустить их, смысл не так сложен, чтобы ускользать от зрителя. Если у вас выдался свободный вечер, вы хотите посмотреть на что-то красивое, и вы любитель классики, то спектакль «Тартюф» создан для вас.

«Ну, это так я, к слову.»

Александра Кузнецова