О ней галерист Джулиан Леви сказал: “некрасивая женщина; её части плохо сочетались друг с другом: голова львицы, разум мужчины, бюст женщины, туловище ребёнка, грация ангела и речь дьявола ... её очарование заключалось в способности доминировать над её собственными неподходящими частями, чтобы они сливались в любую форму, которую её фантазия хотела представить в тот или иной момент”.
Будущая знаменитая художница-сюрреалист Леонор Фини (настоящее имя Eleonora Fini) родилась в 1908 году в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Её отец - русский эмигрант, а мать - итальянка. Родители Леонор разошлись, и мать воспитывала дочь одна в итальянском городе Триесте, настраивая дочь против собственного отца. По некоторым свидетельствам, отец обманом похитил Леонор, но мать выкрала свою дочь обратно.
В детстве Леонор была очарована смертью и разложением человеческих тел. Она посещала морг Триеста, чтобы делать наброски трупов. У Леонор Фини не было формального художественного образования, её даже исключили из нескольких школ. Но она самостоятельно восполняла пробелы в теории, читала книги об искусстве, много путешествовала, посещала художественные выставки, крупнейшие европейские галереи и музеи.
В подростковом возрасте Леонор страдала ревматическим конъюнктивитом, и в течение нескольких месяцев ей пришлось носить повязку на обоих глазах, жить в полной темноте. Позже художница вспоминала, что именно тот период жизни в темноте принёс ей сложные и страшные образы, которые родились из мрачных глубин детского воображения, травмированного, к тому же, семейными проблемами.
Первые работы Леонор Фини выставлялись в Триесте, когда художнице было всего 17 лет, а затем, два года спустя, в Милане.
В начале 1930-х годов художница отправляется покорять Париж. В этот период её творчество представляет из себя удивительный коктейль из психоаналитических сюжетов Зигмунда Фрейда, литературных образов Франца Кафки и философские воззрения Фридриха Ницше. Словом, она впитала в себя всё новомодное и тёмное, что выдала человеческая мысль первой половины XX века, приправив это всё изрядной долей мистики и даже сатанизма, в результате чего и возник сюрреалистический образ женщины - властной хищницы, женщины-кошки, женщины-вамп.
В своих картинах, которые считались одновременно эротическими и пугающими, Фини исследовала динамику власти между мужчинами и женщинами. При этом мужчина в картинах Леонор появлялся редко, но всегда в приниженных и пассивных образах. Так вылилась ненависть художницы ко всему мужскому роду. Многие даже полагали, что художница практикует нетрадиционные отношения.
Полотна Иеронима Босха и образы Сальвадора Дали и Пикассо, с которыми она познакомилась в Париже, оказали значительное влияние на творчество Леонор Фини. Одним из её любимых писателей был мрачный мистик Эдгар Алан По (вспомним его стихотворение "Ленор", так созвучное с именем художницы).
В своих картинах Леонор Фини стала исследовать сюрреалистические темы: сны и бессознательное, мифологические и фантастические мотивы, метаморфозы тела и разума.
Как и многие другие сюрреалисты, Фини работала в самых разных областях, помимо живописи и рисунка. Она была дизайнером, иллюстратором, декоратором, создавала украшения, мебель, моду и костюмы.
Леонор Фини умерла в 1996 году, прожив долгие 87 лет и оставив после себя богатое творческое наследие жутких и противоречивых образов.
Другие публикации канала
#изобразительное искусство #творчество #сюрреализм #женщины и мужчины #феминистки #художница