Найти в Дзене
Читающим между слов...

Искусство видеть Бога во всём.

Последнее время, в течении уже месяца в практике проживания моей жизни появилось регулярное и интересное явление, которое уже появлялось и раньше, но не имело регулярного и легко вызываемого события. Оно стало появляться во время моих дыхательных практик по Виму Хофу в виде феномена «кевали» — спонтанной задержке дыхания на полу выдохе. Оно выражается в виде отключения органов восприятия окружающей реальности (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Другими словами, я теряю на несколько минут сигналы внешнего Мира, но это ещё не всё… моё сознание не занято в эти моменты и внутренним диалогом. …восприятие вдруг, в какой-то момент, растворяется, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…». Вселенная схлопывается в одну точку… Через какое-то время мелькает первая мысль … я есть… кто я, … где я, … чем я владею и возвращаются, включаются органы восприятия. Мелькает мысль я не дышу … как долго? Дышать и не особенно хочется. Приблизительно интервал времени состав
Оглавление

Последнее время, в течении уже месяца в практике проживания моей жизни появилось регулярное и интересное явление, которое уже появлялось и раньше, но не имело регулярного и легко вызываемого события.

Оно стало появляться во время моих дыхательных практик по Виму Хофу в виде феномена «кевали» — спонтанной задержке дыхания на полу выдохе. Оно выражается в виде отключения органов восприятия окружающей реальности (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Другими словами, я теряю на несколько минут сигналы внешнего Мира, но это ещё не всё… моё сознание не занято в эти моменты и внутренним диалогом.

…восприятие вдруг, в какой-то момент, растворяется, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…». Вселенная схлопывается в одну точку…

Через какое-то время мелькает первая мысль … я есть… кто я, … где я, … чем я владею и возвращаются, включаются органы восприятия. Мелькает мысль я не дышу … как долго? Дышать и не особенно хочется. Приблизительно интервал времени составляет от 5-7 минут.

Раньше такие вылеты бывали раз в месяц, а иногда и в три.

  • Теперь это появляется регулярно при интенсивных практиках дыхания.
  • Более того, такие эффекты стали появляться в практике асан…
  • подобный феномен имеет место и в «обычной» повседневной жизни:
…иногда замечаешь, что просто тупо смотришь в одну точку ничего при этом, не воспринимая и не дыша...И вот это ощущение внутренней пустоты очень, знаете, потрясающее. Никакого беспокойства ни по какому поводу...
-2

Для сравнения приведу пример: допустим вы неожиданно увидели что-то безумно красивое (божественный закат солнца или невероятно великолепную женщину), это так вас потрясло, что перехватило дыхание… это очень похоже, но в сто раз слабее. Ещё отсутствует объект привязки.

Владимир Антонов в книге «Экология человека» упоминает о таких состояниях: «Пратьяхара — это ступень, на которой практик учится управлять «щупальцами» сознания (индриями)». Мы практически не живём в настоящем. Ум человека постоянно мечется, будучи привязанным к тому, чего нет в данный момент (воспоминания, фантазии…). Органы чувств склонны стремиться к удовлетворению соответствующих им объектов чувств (глаза — к наслаждению цветом, ухо — к наслаждению звуком и т. д.). В процессе этого стремления сознание распространяется вовне и уподобляется этим объектам, становясь их «заложником».
-3

В практике пратьяхары тренируется «несвязывание» мыслей с объектами их сферы и абстрагирование органов чувств от их чувственности. Это позволяет высвободить массу психической энергии сфокусировать её и направить в нужном направлении.

  • Пратьяхара (санскр. प्रत्याहार, pratyāhāra, букв. «отбрасывание, отрешение») — техника отключения чувств от объектов, на которых они обычно сконцентрированы.
  • Авторитетный Горакшанатх в своей «Сиддха-сиддханта паддхати» позиционирует пратьяхару, как возврат органов чувственного восприятия, остановка их изменений (викар) и поворот вспять возникающих изменений.
  • Превосходный Патанджали в «Йога-сутрах» выражается о пратьяхаре: «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания — это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств»
  • Также явление «пратьяхара» представляется как одно из значений — искусство видеть Бога во всём.

Термин «пратьяхара» условно состоит из двух санскритских слов — «прати» и «ахара».

  • Понятие «прати» подразумевает «противоположное» (дуальность).
  • Понятие «ахара» можно перевести как «то, что принимается внутрь».

Из чего вытекает, «пратьяхара» буквально понимается - «отвлечение от внешних влияний» (внешних раздражителей).

Фактически, спонтанно возникающая кумбхака на выдохе (точнее – на полу-выдохе), сопровождающаяся определенными

  • физиологическими
  • психическими
  • ментальными

феноменами, и есть искомая «кевала-кумбхака». Методы её достижения могут варьироваться – от выполнения предваряющих дыхательных упражнений с жесткими произвольными задержками и мышечными замками («бандхами»), до удджаи с «хамса»-мантрой и наблюдения за естественным дыханием – как в кашмирских Агамах.

Многие современные исследователи склонны сводить эффект от пранаямы только к гипоксии (кислородному голоданию), но практика показывает, что реально вопрос не ограничивается гиповентиляцией.

Растянутое и уреженное дыхание, плюс специфическая работа гортани и носоглотки в удджаи и удлинение выдоха однозначно вызывают парасимпатикотонию - со всеми вытекающими. Здесь играют роль и специфическое воздействие на нервные узлы и окончания в области горла, и автоматическая интроверсия, возникающая вследствие концентрации внимания на процессе дыхания, частичная сенсорная депривация, и т.п.

Переключение же нервной системы в «парасимпатический» режим, как следствие, вызывает следующие явления:

  • алкалоз, увеличение соотношения К/Ca (относительное превалирование калия),
  • увеличение соотношения альбумины/глобулины (относительное превалирование глобулинов) при снижении общего белка в сыворотке,
  • снижение уровня сахара в крови,
  • увеличение содержания жиров в сыворотке крови,
  • увеличение сывороточного холестерина,
  • снижение содержания кетоновых тел,
  • понижение уровня основного обмена,
  • снижение температуры,
  • уменьшение числа лейкоцитов с тенденцией к лимфоцитозу,
  • увеличение числа эозинофилов,
  • снижение частоты сердечных сокращений и минутного объема сердца,
  • кровенаполнение спланхнических сосудов,
  • снижение кровоснабжения скелетной мускулатуры и головного мозга,
  • уменьшение объема циркулирующей крови,
  • большая задержка воды в тканях,
  • снижения уровня основного обмена,
  • возрастание активности органов, которые обслуживают накопление энергии,
  • прирост секреции желудочного и кишечного соков, а также желчи,
  • возрастание двигательной активности гладкой мускулатуры,
  • увеличенное выделение конечных продуктов обмена,
  • ограничение связи с внешним миром,
  • снижение мышечной деятельности, активности органов чувств и мышления,

Если конкретизировать применительно к пранаяме – по данным профессора Н.Г.Триняка (ЧНУ), дыхание с увеличением длительности выдоха и задержки дыхания на выдохе, оказывает выраженное влияние на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая замедляет сердечные сокращения, понижает АД, ускоряет секрецию и моторную функцию желудка и кишечника, усиливает сокращение гладких мышц бронхов и бронхиол.

Субъективно – наблюдается, прежде всего, феномен пратьяхары, т.е.,

«отвлечения» органов восприятия от раздражителей, частичная сенсорная депривация и состояние глубокой внутренней концентрации. Со слов современных практикующих: «…восприятие вдруг, в какой-то момент, сворачивается внутрь, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…».

Все эти эффекты достижимы и без практики сахита кумбхаки, бандх и прочих сложностей - исключительно за счет растягивания и урежения вдоха и выдоха вплоть до кевала-кумбхаки – а это возможно при практике простого удджай без кумбхак плюс прана-апана анусандхана, а если еще добавить аджапа-джапу – эффект усиливается чуть ли не вдвое. Собственно, это и будет классическая кашмирская чакродая.

Весь вопрос в том, является ли состояние углубления пратьяхары самоценным само по себе, или все состояния, подобные «унмани», служат только подготовительной ступенью для более сложной и серьезной внутренней работы.

Свами Шивананда Сарасвати упоминал, что т.н. йога-самадхи, или джада-самадхи – не цель практики. Очевидно, что искомым результатом должно быть не Измененное Сознание. Тем более, не утрата его, а т.н. «расширенные состояния», функционально более высокие и продуктивные, с более высокой степенью осознавания, креативности, инсайтной деятельности и частотой пиковых переживаний.

Согласно мнению одного из современных практиков и исследователей йоги, более важным эффектом пранаямы является не просто достижение «измененного состояния сознания», а, напротив, увеличение произвольности, т.е. иерархизованности процессов сознания.

Пример дальнейшего развития техник пранаямы - первые дхараны Виджняна Бхайрава тантры, которые и посвящены уже методам внутренней работы (самьямы) с кумбхаками и достижению кевала-кумбхаки методом сахаджа, без волевой задержки:

"...Вверх как выдох, и вниз как вдох, движется Высшая Шакти (букв. «Дух творения»). От концентрации на двух стыках (вдоха и выдоха) возникает состояние Полноты.
О Бхайрави! Благодаря задержке дыхания в обоих пространствах, снаружи или внутри, по милости Бхайрави возникает состояние Бхайравы.
Не следует ни впускать, ни выпускать Шакти являющуюся в форме дыхания, благодаря безмыслию (нирвикалпатайА) и Ее (Милости) в середине (обретается) форма Бхайравы.
Когда по окончании вдоха и выдоха наступает Полнота, именуемая Покоем, в ней (по милости) Шакти является (Высший) Покой."
(перевод О.Ерченкова)

Таким образом, можно сделать закономерный вывод – все практики пранаямы, и их результаты, вплоть до «самадхиподобных» состояний, являются всего лишь фундаментом для практик более высокого уровня, которые, в свою очередь, призваны привести практикующего к реализации.