Последнее время, в течении уже месяца в практике проживания моей жизни появилось регулярное и интересное явление, которое уже появлялось и раньше, но не имело регулярного и легко вызываемого события.
Оно стало появляться во время моих дыхательных практик по Виму Хофу в виде феномена «кевали» — спонтанной задержке дыхания на полу выдохе. Оно выражается в виде отключения органов восприятия окружающей реальности (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Другими словами, я теряю на несколько минут сигналы внешнего Мира, но это ещё не всё… моё сознание не занято в эти моменты и внутренним диалогом.
…восприятие вдруг, в какой-то момент, растворяется, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…». Вселенная схлопывается в одну точку…
Через какое-то время мелькает первая мысль … я есть… кто я, … где я, … чем я владею и возвращаются, включаются органы восприятия. Мелькает мысль я не дышу … как долго? Дышать и не особенно хочется. Приблизительно интервал времени составляет от 5-7 минут.
Раньше такие вылеты бывали раз в месяц, а иногда и в три.
- Теперь это появляется регулярно при интенсивных практиках дыхания.
- Более того, такие эффекты стали появляться в практике асан…
- подобный феномен имеет место и в «обычной» повседневной жизни:
…иногда замечаешь, что просто тупо смотришь в одну точку ничего при этом, не воспринимая и не дыша...И вот это ощущение внутренней пустоты очень, знаете, потрясающее. Никакого беспокойства ни по какому поводу...
Для сравнения приведу пример: допустим вы неожиданно увидели что-то безумно красивое (божественный закат солнца или невероятно великолепную женщину), это так вас потрясло, что перехватило дыхание… это очень похоже, но в сто раз слабее. Ещё отсутствует объект привязки.
Владимир Антонов в книге «Экология человека» упоминает о таких состояниях: «Пратьяхара — это ступень, на которой практик учится управлять «щупальцами» сознания (индриями)». Мы практически не живём в настоящем. Ум человека постоянно мечется, будучи привязанным к тому, чего нет в данный момент (воспоминания, фантазии…). Органы чувств склонны стремиться к удовлетворению соответствующих им объектов чувств (глаза — к наслаждению цветом, ухо — к наслаждению звуком и т. д.). В процессе этого стремления сознание распространяется вовне и уподобляется этим объектам, становясь их «заложником».
В практике пратьяхары тренируется «несвязывание» мыслей с объектами их сферы и абстрагирование органов чувств от их чувственности. Это позволяет высвободить массу психической энергии сфокусировать её и направить в нужном направлении.
- Пратьяхара (санскр. प्रत्याहार, pratyāhāra, букв. «отбрасывание, отрешение») — техника отключения чувств от объектов, на которых они обычно сконцентрированы.
- Авторитетный Горакшанатх в своей «Сиддха-сиддханта паддхати» позиционирует пратьяхару, как возврат органов чувственного восприятия, остановка их изменений (викар) и поворот вспять возникающих изменений.
- Превосходный Патанджали в «Йога-сутрах» выражается о пратьяхаре: «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания — это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств»
- Также явление «пратьяхара» представляется как одно из значений — искусство видеть Бога во всём.
Термин «пратьяхара» условно состоит из двух санскритских слов — «прати» и «ахара».
- Понятие «прати» подразумевает «противоположное» (дуальность).
- Понятие «ахара» можно перевести как «то, что принимается внутрь».
Из чего вытекает, «пратьяхара» буквально понимается - «отвлечение от внешних влияний» (внешних раздражителей).
Фактически, спонтанно возникающая кумбхака на выдохе (точнее – на полу-выдохе), сопровождающаяся определенными
- физиологическими
- психическими
- ментальными
феноменами, и есть искомая «кевала-кумбхака». Методы её достижения могут варьироваться – от выполнения предваряющих дыхательных упражнений с жесткими произвольными задержками и мышечными замками («бандхами»), до удджаи с «хамса»-мантрой и наблюдения за естественным дыханием – как в кашмирских Агамах.
Многие современные исследователи склонны сводить эффект от пранаямы только к гипоксии (кислородному голоданию), но практика показывает, что реально вопрос не ограничивается гиповентиляцией.
Растянутое и уреженное дыхание, плюс специфическая работа гортани и носоглотки в удджаи и удлинение выдоха однозначно вызывают парасимпатикотонию - со всеми вытекающими. Здесь играют роль и специфическое воздействие на нервные узлы и окончания в области горла, и автоматическая интроверсия, возникающая вследствие концентрации внимания на процессе дыхания, частичная сенсорная депривация, и т.п.
Переключение же нервной системы в «парасимпатический» режим, как следствие, вызывает следующие явления:
- алкалоз, увеличение соотношения К/Ca (относительное превалирование калия),
- увеличение соотношения альбумины/глобулины (относительное превалирование глобулинов) при снижении общего белка в сыворотке,
- снижение уровня сахара в крови,
- увеличение содержания жиров в сыворотке крови,
- увеличение сывороточного холестерина,
- снижение содержания кетоновых тел,
- понижение уровня основного обмена,
- снижение температуры,
- уменьшение числа лейкоцитов с тенденцией к лимфоцитозу,
- увеличение числа эозинофилов,
- снижение частоты сердечных сокращений и минутного объема сердца,
- кровенаполнение спланхнических сосудов,
- снижение кровоснабжения скелетной мускулатуры и головного мозга,
- уменьшение объема циркулирующей крови,
- большая задержка воды в тканях,
- снижения уровня основного обмена,
- возрастание активности органов, которые обслуживают накопление энергии,
- прирост секреции желудочного и кишечного соков, а также желчи,
- возрастание двигательной активности гладкой мускулатуры,
- увеличенное выделение конечных продуктов обмена,
- ограничение связи с внешним миром,
- снижение мышечной деятельности, активности органов чувств и мышления,
Если конкретизировать применительно к пранаяме – по данным профессора Н.Г.Триняка (ЧНУ), дыхание с увеличением длительности выдоха и задержки дыхания на выдохе, оказывает выраженное влияние на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая замедляет сердечные сокращения, понижает АД, ускоряет секрецию и моторную функцию желудка и кишечника, усиливает сокращение гладких мышц бронхов и бронхиол.
Субъективно – наблюдается, прежде всего, феномен пратьяхары, т.е.,
«отвлечения» органов восприятия от раздражителей, частичная сенсорная депривация и состояние глубокой внутренней концентрации. Со слов современных практикующих: «…восприятие вдруг, в какой-то момент, сворачивается внутрь, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…».
Все эти эффекты достижимы и без практики сахита кумбхаки, бандх и прочих сложностей - исключительно за счет растягивания и урежения вдоха и выдоха вплоть до кевала-кумбхаки – а это возможно при практике простого удджай без кумбхак плюс прана-апана анусандхана, а если еще добавить аджапа-джапу – эффект усиливается чуть ли не вдвое. Собственно, это и будет классическая кашмирская чакродая.
Весь вопрос в том, является ли состояние углубления пратьяхары самоценным само по себе, или все состояния, подобные «унмани», служат только подготовительной ступенью для более сложной и серьезной внутренней работы.
Свами Шивананда Сарасвати упоминал, что т.н. йога-самадхи, или джада-самадхи – не цель практики. Очевидно, что искомым результатом должно быть не Измененное Сознание. Тем более, не утрата его, а т.н. «расширенные состояния», функционально более высокие и продуктивные, с более высокой степенью осознавания, креативности, инсайтной деятельности и частотой пиковых переживаний.
Согласно мнению одного из современных практиков и исследователей йоги, более важным эффектом пранаямы является не просто достижение «измененного состояния сознания», а, напротив, увеличение произвольности, т.е. иерархизованности процессов сознания.
Пример дальнейшего развития техник пранаямы - первые дхараны Виджняна Бхайрава тантры, которые и посвящены уже методам внутренней работы (самьямы) с кумбхаками и достижению кевала-кумбхаки методом сахаджа, без волевой задержки:
"...Вверх как выдох, и вниз как вдох, движется Высшая Шакти (букв. «Дух творения»). От концентрации на двух стыках (вдоха и выдоха) возникает состояние Полноты.
О Бхайрави! Благодаря задержке дыхания в обоих пространствах, снаружи или внутри, по милости Бхайрави возникает состояние Бхайравы.
Не следует ни впускать, ни выпускать Шакти являющуюся в форме дыхания, благодаря безмыслию (нирвикалпатайА) и Ее (Милости) в середине (обретается) форма Бхайравы.
Когда по окончании вдоха и выдоха наступает Полнота, именуемая Покоем, в ней (по милости) Шакти является (Высший) Покой."
(перевод О.Ерченкова)
Таким образом, можно сделать закономерный вывод – все практики пранаямы, и их результаты, вплоть до «самадхиподобных» состояний, являются всего лишь фундаментом для практик более высокого уровня, которые, в свою очередь, призваны привести практикующего к реализации.