Великая Отечественная война нанесла советскому народу колоссальный ущерб. 27 миллионов наших соотечественников стали её жертвами. Нацисты принесли горе в каждый дом, не спрашивая национальности. Однако сегодня, к сожалению, мы видим попытки разделить трагедию войны и гитлеровского террора по этническому признаку, выделить трагедию одних и оттенить беду других. Сделать Минское гетто и Освенцим "более трагичными", нежели сожжённые карателями белорусская Хатынь или брянская Хацунь. Подобное необходимо жёстко пресекать, поскольку спекуляции на исторической памяти точно не добавят межнационального мира и согласия в наше общество.
27 января мировое сообщество отмечает важную историческую дату – ровно 77 лет назад солдаты и офицеры Красной Армии освободили узников концентрационного лагеря Освенцим. Концлагерь Аушвиц-Биркенау стал самым страшным среди всех лагерей смерти, которыми нацисты покрыли европейский континент. Историки полагают, что здесь гитлеровцы уничтожили не менее 1,1 миллиона человек разных национальностей – евреев, русских, цыган, поляков. Решением Генеральной ассамблеи Организации Объединённых Наций 27 января объявлен Международным днём памяти жертв Холокоста.
Еврейская общественность и государство Израиль приложили немало усилий для коммеморации жертв национал-социалистического террора. На сегодняшний день в уголовных кодексах целого ряда стран (Франция, Германия, Польша, Италия, Австрия, Швейцария и др.) введена ответственность за отрицание Холокоста. За подобное преследуют и в России. В ста метрах от Бранденбургских ворот, в самом сердце Берлина, установлен Мемориал жертвам Холокоста. В 500 метрах от нью-йоркского мемориала Джефферсону стоит громадный американский Музей Холокоста. Естественно, свою роль во всём этом сыграла влиятельная еврейская диаспора.
В то же время многолетнее внедрение в общественное сознание темы геноцида евреев оттенило трагедию других народов, которые пострадали уж точно не меньше народа Книги – тех же сербов или русских (восточных славян). Несмотря на то что память о Великой Отечественной в наших краях чтится, тема нацистского террора, увы, весьма запущена. Гораздо больше говорится о героизме красноармейцев, а вот "предъявлять" за оккупацию и геноцид считается чем-то постыдным для великого народа. Дескать, "не в нашей манере" жаловаться на судьбу. Та же Польша, на контрасте, постоянно предъявляет Германии всё новые счета за 1939–1945 гг., не говоря об Израиле.
К счастью, ситуация постепенно выправляется. На днях Московская областная общественная организация бывших несовершеннолетних узников нацизма обратилась к русскому лидеру Владимиру Путину с просьбой учредить День геноцида советского народа, чтобы сохранить историческую память о преступлениях гитлеровцев в годы войны.
Уважаемый Владимир Владимирович, памятный день геноцида советского народа не был своевременно учреждён ранее, но мы, как свидетели всех злодеяний оккупантов, чтим память о невинно замученных наших дедах, родителях, братьях, детях и считаем, что именно сейчас это время настало. Это важно для всех граждан нашей страны,
– сказано в обращении.
Данную инициативу можно только поддержать. Особенно отрадно то, что трагедию нашего народа, по сути, призывают не делить по "национальным квартирам", отделяя жертв ликвидированных гетто от погибших в результате карательных антипартизанских акций. Действительно, в чём существенная разница между евреями, убитыми в рамках "окончательного решения еврейского вопроса", и белорусами из сожжённой деревни, которых в соответствии с генеральным планом "Ост" планировали фактически уничтожить как этническую единицу? Разве Майданек менее страшен, чем Малый Тростенец? Конечно, нет. Заниматься разделом общей трагедии по признаку этноса – преступно.
Между тем не прекращаются попытки отдельных "активистов" выделить Холокост, задвинув на задний план общую трагедию народов СССР.
Когда, наконец, появился наш Центр и наш фонд, и мы ездим уже 15 лет – мы, не Минобразования, а мы, вот такая маленькая группка людей – вводит этот предмет в школьные программы, старается, чтобы там был или факультатив, или уроки. Постоянного преподавания – об этом я не говорю, это вообще невозможно, но чтобы был хоть абзац о Холокосте в учебниках истории – в каких-то учебниках это есть, но это не государственная программа. А мы такая страна – у нас пока сверху не скажут – надо, тогда это будет. Пока этого не будет сказано, этого не будет,
– заявляет в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алла Гербер, член президиума Российского еврейского конгресса Алла Гербер.
Некоторые уникумы идут дальше – отрицают в принципе решающую роль Советского Союза в спасении евреев от незавидной участи, уготовленной верховодами Третьего рейха.
Самым деликатным определением будет то, что советское правительство и лично вождь народов отнеслись к гибели миллионов евреев с тем же ледяным равнодушием, с каким на эту беспримерную трагедию взирал весь "цивилизованный мир". В чём разница? Только в одном – ныне цивилизованные страны и народы не бьют себя кулаком в грудь и не требуют признать их "спасителями",
– разглагольствует на страницах "Независимой газеты" публицист Марк Солонин, считающий себя историком.
Что с того?
Попыткам пропихнуть в образовательные программы тему Холокоста, сепарированную от общесоветского контекста, следует решительно противостоять. Равно как и стремлению отдельных "мудрецов" переложить ответственность за нацистский геноцид на Советский Союз и местное население, подвергшееся оккупации (это вообще нонсенс и верх цинизма).
Власти и обществу России следует застолбить в голове три ключевых момента. Убитые немецкими оккупантами евреи являлись нашими советскими гражданами – факт номер один. Нацисты занимались планомерным уничтожением не только евреев, но как минимум ещё восточных славян и цыган – факт номер два (кто не в курсе, может прочитать генеральный план "Ост" или "Познанскую речь" Генриха Гиммлера). Никакой разницы между "окончательным решением еврейского вопроса" и планами нацистов по уничтожению русских (в том числе украинцев и белорусов) нет. То, что русские люди стояли "в очереди" вторыми, нисколько не умаляет степень их трагедии. Это факт номер три.