Когда мы слышим о домах на воде, то мозг мгновенно рисует что-то тропическо-райкое: это фешенебельные яхты, в которых могут жить целые семьи; это Мальдивы с их курортами и домами над океаном со стеклянным полом; это Дубаи с его подводными отелями. Только вот реальность порой оказывается куда более жестокой.
Так в Нигерии есть деревня Макоко, которая расположена прямо в Атлантическом океане. Только вот едва ли это место похожу на рекламу Баунти, ведь это по сути... трущобы.
И тут можно заметить, что Нигерия — в целом не самая благополучная страна Африки, да и мира в целом. Однако именно эта деревня расположена рядом с крупным городом Лагоса, который считается вполне комфортным для жизни. Здесь есть и туристическая зона, и промышленность и неплохая инфраструктура. В общем, не то место, где по логике вещей могут селиться бедняки — город-то один из передовых в стране.
Как же так получилось, что Макоко стал таким?
На самом деле, Макоко не всегда представлял собой трущобы, и являлся синонимом слова "бедность". Нет. Когда-то это была пусть небогатая и простенькая, но вполне приличная рыбацкая деревня. Рыбаки со своими семьями ставили большие дома на сваях прямо в океане — это здорово экономило им время, а еще оказалось крайне выгодно: платить налог за землю не приходилось — земли попросту не было.
Однако со временем в Макоко начали приходить беженцы и эмигранты. Лагоса в целом притягивает эту категорию людей. Сюда съезжаются люди со всей Нигерии в надежде на лучшую жизнь, но терпят неудачу и отправляются в Макоко. Ведь жить тут довольно дешево: платить почти ни за что не надо, жить можно за счет рыбалки и попрошайничества, а дома построить реально едва ли не за пару недель.
Вот деревня и выросла настолько, что в настоящий момент в ней проживает около 200 тысяч человек. Не деревня, а полноценный город!
Проблемы Макоко
При этом нельзя сказать, что все сплошь радужно и прекрасно. Как и любые трущобы, Макоко — настоящий рассадник криминала, а еще — антисанитарии. Ведь местные жители совершенно не заботятся уборкой мусора, смывая все отходы, в том числе биологические, прямо в океан, где они и живут. Так, всего за несколько лет им удалось загрязнить кристальную воду лагуны до такой степени, что экологи начали бить тревогу.
Добавьте сюда еще зловоние гниющих отходов, жителей видовых квартир с видом на океан, которые каждый день видят перед глазами... помойку и проблемы с законом, вот вам и постановление на снос трущоб. Только вот постановление-то было, решение и намерение это сделать — тоже. Но дальше желания дело не пошло.
А все потому, что разом выселить 200 тысяч человек в никуда — не самая лучшая затея. Они не исчезнут, не растворятся в воздухе, а продолжат бродяжничать и заниматься криминалом, но уже в другом месте. Кроме того, есть риск бунта: их дома — все, что есть у этих людей. Ведь переселить их куда-то — все равно, что строить еще один город.
Поэтому пока правительство Лагоса просто строит там школы и пытается наладить инфраструктуру. Ведь проще возглавить беспорядок, чем пытаться его предотвратить.
Какова жизнь в самом Макоко?
А жизнь здесь, откровенно говоря, не сахар. Несмотря на то, что все дома построены из плотных пород дерева и находятся высоко над водой, за счет свай, их основание все равно гниет: вокруг дерева образуется плотный слой нечистот, который приводит к гнили опорных конструкций, дома от этого служат меньше.
Кроме того, плотная маслянистая пленка на воде, издающая невероятное зловоние, отпугнула рыбу. Она в местных водах больше не водится. Рыбакам приходится покидать лагуну, чтобы поймать хоть что-то. Да и в целом сообщение между домами затруднено: местные жители перемещаются по деревне не каноэ. Каноэ же служит и магазином: подплывая к домам, торговки предлагают местным фрукты и овощи, а также — питьевую воду. Своей-то тут нет. Хотя правительство и пообещало позаботиться об этом.
В общем, Макоко по праву можно считать одними из самых необычных трущоб мира. Пожалуй, они даже более интересны, чем вьетнамский город на воде.