Зачем нам нужны сказки и истории о других мирах? В каком бы возрасте человек ни обратился к ним, он черпает что-то важное и глубокое для себя.
И что они могут дать современному читателю? Множество составляющих, которые мы пронесли сквозь историю человечества, и с помощью которых можем находить свою жизнь целостной и глубокой.
Традиции и ритуалы ведут за собой колесо жизни человека: рождение, взросление, путь инициации, познание мира, смысл жизни, понимание и принятие себя, смерть. Все эти обряды и архетипичные образы мы узнаём даже через тысячу лет, а сегодня они перекликаются в новых современных историях, будь то книги, полнометражные фильмы, мультфильмы или сериалы.
В символических действиях героя можно увидеть полученные от предков знания. В историях разных народов мира можно найти схожесть сюжетов. И до сих пор нам кажется загадочным и непостижимым то, насколько человечество одиноко по сравнению с истинным началом мироздания.
Когда ритуалы утратили свою сакральную значимость, на смену им пришли рассказы. Повествование о предках состоит из нескольких структур, которые в совокупности образуют миф. Изначально миф представлял собой архаический сюжет о предке, странствующем в поисках новых благ и знаний для своего народа, встречающего на своём пути чудищ и хозяйку потустороннего мира, с которой он потом заключит брак.
Со временем, отделившись от обряда, миф формирует повествовательные жанры: собственно миф — сказания о богах (мифы о происхождении, мифы о конце света), эпос — сказания о героях (защита мира людей от чудищ и зла), волшебная сказка — образ предка теряет значимость, но сохраняет чудесность деяний.
Затем сохранившаяся структура архаических текстов традиционно переросла в «мифологическое клише» — черты устоявшихся образов-архетипов.
Какие архетипы мы можем просматривать в традиционных сказках и в современных историях?
🌌Юный герой живет без родителей.
Истории варьируются. Либо он сирота, либо живет с мачехой/отчимом, либо большую часть времени родители не бывают дома, либо же каким-то образом он становится оторванным от них (что приходит позднее и становится частым обиходом в реалистических произведениях/фильмах). В любом случае, герой оказывается предоставлен самому себе, и отсюда начинается его путь.
🌌Герой отправляется в странствование.
Туда, не знаю куда. Затем, не знаю зачем. Ему нужно что-то найти, может, это сокровища, может, новые знания или способ понять смысл жизни, или определенные обстоятельства подтолкнули его к этому. Цели разные, но объединяет их одно — выход из привычной зоны комфорта и дорога в неизвестность.
🌌У героя появляется друг-помощник или наставник.
Он с ним с самого начала, либо встречается ему на пути и дальше они продолжают странствие бок о бок. Их может быть и несколько. Героя часто выставляют «непутевым», а союзники в процессе обучают чему-то новому, раскрывают иные ценности, меняют его характер, закаляют.
🌌Герой и испытание.
На пути возникают трудности, сопровождаемые врагами, злодеями, чудищами, опасной непроходимой местностью или же сложным выбором, который предстанет перед героем.
🌌Инициация.
Сакральный обряд, воздвигающий героя выше. Точка невозврата. Понимание себя и принятие. Герой полностью меняет своё сознание и начинает ощущать мир по-иному. Ему раскрываются главные истины, которые меняют его взгляды и ценности и делают мышление более глубоким. А он сам больше не вернётся к себе прежнему.
🌌Свадьба.
Многие сказки заканчиваются свадьбой. Герой находит то, что искал, а вместе с тем и невесту/жениха, и жили они долго и счастливо.
Сейчас не все истории заканчиваются браком и счастьем со второй половинкой. Многие из них нацелены на обретение себя, понимание своей целостности и гармонии. Герой должен остаться собой/с собой и вернуться домой другим человеком. Или не вернуться вовсе.