Найти тему
Константин

Перунов день

Перунов день — словянский праздник, посвящённый Богу-Покровителю воинов, защитнику словенских земель, сыну Бога Сварога и Лады-Богородицы. Перун Сварожич был одним из самых почитаемых богов на Руси. В традиции староверов 3 августа празднуется Вышний день Перуна, а 12 января — день Бога Перуна.

Существует множество свидетельств о почитании славянами Бога Перуна не только письменных, но вещественных.

-2

«Велесова книга», переведённая Валентином и Юлией Гнатюк повествует:

Дощ.7-є
Там Перун идёт, трясёт золотой головой,
и сеет молнии в синей Сварге, и она твердеет от этого.
Дощ.8(2)
И мыслили мы о помощи Перуновой, и видели,
как скачет в Сварге Всадник на белом коне.
И вздымает Он меч в небесах,
и рассекает облака, и гром гремит,
и течёт вода живая на нас, и мы пьём её,
ибо всё, что от Сварога, к нам жизнью течёт,
и мы пьём её как источник жизни божеской на земле.
Дощ.11-а
И Громовержцу — богу Перуну,
богу Битв и Борьбы — говорим,
чтобы он жизни явленной не прекращал колёса вращать.
Он — Тот, кто ведет нас стезёю правою
к битвам и тризнам великим
по всем павшим. И те, кто ушёл,
будут жить вечно в войске Перуновом!

Мавро Орбини в своей книге «Iсторіографія початія имене, славы и разширенія народа славенского и ихъ Царей и Владетелей под многіми имянами и со многіми Царствіями, Королевствами и Провінціями»  (1722 года) рассказывает о словянах-аланах:

«Не имели ни Церкви, ни Храма, ниже Попов, ниже богов особливых; ни шалашей, ни кибиток: вынув сабли из ножен, и воткнув голыя въземлю, поклонялися им, яко богу Марсу, его же верили быти пастыря всем оным местам в них же баталии имели».

Геродот Галикарнасский (484-425 гг. до н.э.), древнегреческий историк, автор сохранившегося тракта «История», повествует в книге четвёртой «Мельпомена» о скифах и их традициях:

«У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса… В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной в 3 стадии[1], в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны её отвесны, а с четвертой есть доступ. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса».

По мнению Андрея Зиновьевича Синельникова[2] капище Перуну в Москве находилось на Красной площади у перехода на Васильев спуск. По форме капище бога воинов напоминало восьмиугольник, отражая символ Перуна «огневик», «коло» — восьмилучевую звезду. Ориентированное по сторонам света, оно разбивало внутреннее пространство на девять святилищ, в которых совершались поклонения славянским богам. Восемь святилищ располагались вокруг девятого, посвящённого высшему духу воина — богу Перуну.

Затем система устройства и внешний вид капища Перуна были использованы псковским мастером Постником Яковлевым по прозвищу Барма при возведении девятикупольного храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемого собором Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного в Москве
Храм Василия Блаженного в Москве

Церковь Александра Свирского. Купол в храме Василия Блаженного.
Церковь Александра Свирского. Купол в храме Василия Блаженного.

Александр Сергеевич Фамицын (1841-1896гг.), музыковед, исследователь русского и славянского фольклора, в книге «Божества древних славян» сообщает:

«О киевских идолах неоднократно упоминает Нестер. Описывая заключение договора Игоря с греками в 945 году, летописец говорит, что христиане должны были клясться церковью Св. Ильи и предлежащим честным крестом, «а некрещенная Русь пологаютъ щиты своя и мече свои наги, обруче свое и прочая оружья, да клянутся о всем, яже суть написана на харатьи», в случае же преступления присяги «ли хрестеян, или нехрестеян…да будет клят от Бога и от Перуна». Под 980 годом Нестер пишет: «И нача княжити Володимер в Киеве и постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древляна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хрса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».

Радзивиловская летопись сообщает:

«В лето 6488[3]… Володимир же посади Добрыню, уя своего в Новегороде; и пришед Добрыня к Новугороду, постави кумира над рекою Волховом, и жряху ему люде новгородсити, акы Богу».
Изображение идола Перуна в Радзивиловской летописи, стр. 46.
Изображение идола Перуна в Радзивиловской летописи, стр. 46.

Подтверждение того, что идол Перуну был поставлен Добрыней в месте, которое до сих пор называется Перынью, можно найти в книге Адама Олеария «Подробное описаніе путешествія голштинскаго посольства въ Московію и Персію въ 1633, 1636 и 1639 годахъ, составленное секретаремъ посольства Адамомъ Олеаріемъ» который побывал в Великом Новгороде в 1636 году:

«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшагося Перуном, т.е. богом огня; ибо Русские огонь называютъ перун; и на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный: Перунским монастырем. Божество это имело вид человека, с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или лучь. В знак поклонения этому божеству содержали неугасаемый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубоваго леса, и если служитель при этом огне, по нерадению, допускал огню потухнуть, то наказывался смертию».

В 1951-1952 годах новгородская археологическая экспедиция произвела раскопки на Перыни. В результате им удалось обнаружить остатки предположительно языческого капища. Центр мольбища располагался рядом с существующей ныне каменной церковью Рождества. В плане оно представляло собой круглую площадку диаметром 21 метр, окружённую неглубоким рвом с восьмью выступами по сторонам света, радиус выступов составляет 7 метров. В центре площадки находилась круглая яма со следами дерева в ней — основание деревянного идола. В расширениях рва обнаружены следы кострищ.

Реконструкция святилища Перуна: 1 — план; 2 —общий вид.[4]
Реконструкция святилища Перуна: 1 — план; 2 —общий вид.[4]

Известны именования Бога-громовержца в традиции разных племён:

  • у восточных и южных Словян — Перун;
  • у северных Словян — Тор, один из Асов, бог грома и бури, бог войны, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ;
  • у западных Словян — Перкун, бог-громовержец в балтийской мифологии, властитель воздуха, защитник справедливости;
  • у Греков — Зевс, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром;
  • у Идусов — Индра, один из главных богов, громовержец и змееборец, бог войны, возглавляющий девов в их противостоянии асурам.

Образ почитания воинской доблести и отваги сохранился до нынешних времён в традиции словян. По всем словянским весям стоят кумиры Перуну и горит перед ним Вечный негасимый огонь. И подобает каждому мужу чтить память и честь Предков, павших за родную землю во все времена.

Мемориал памяти, г. Альметьевск.
Мемориал памяти, г. Альметьевск.

[1] — Стадий — единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов. Стадия греческая равна приблизительно 178 метров.

[2] — Андрей Зиновьевич Синельников — известный писатель, этнограф и специалист по тайным обществам мира.

[3] — Год 980-й.

[4] Из статьи Седова В.В., руководителя «Древнерусское языческое святилище в Перыне» // Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып.50, 1953 г., стр. 92-103.

Автор Открытая Славянская Академия Москва

Опубликовано: Авторские публикации 27 января 2022

**********************************************************************

► Вся информация о важных событиях находится на нашем сайте, телеграмм канале и в группе.

Подписывайтесь и участвуйте! Сделаем вместе мир лучше!

Оказать помощь Народному Славянскому радио.

► Заказать печатный журнал "Быть Добру".

«Народное Славянское радио» – это просветительский проект, созданный для изучения родной культуры. У нас нет инвесторов и рекламы. Мы существуем исключительно на добровольном вкладе слушателей. Любая сумма - для нас помощь!

МЫ В ИНТЕРНЕТЕ:
http://slavradio.org/
https://vk.com/slavmir_org
https://ok.ru/group/57560761958435
https://fb.com/groups/NarodSlavRadio
https://t.me/slavyanskoeradio
https://www.instagram.com/slavradio_org/
https://bastyon.com/slavradio

Делитесь с друзьями и близкими!