Итак, поговорив про примитивных звероящеров (синапсид), перейдём к более прогрессивному их отряду - Терапсидам.
От первых Терапсид до млекопитающих всего ничего:
1. Подвести лапы ближе к телу;
2. Изменить зубы и нарастить жевательные мышцы;
3. Стать истинно теплокровными и отрастить шерсть;
4. Ну и развить млечные железы.
Внешне первые терапсиды всё ещё похожи на варанов-переростков. Однако недавние исследования показывают, что даже примитивные формы были достаточно подвижны. Например, исследование внутреннего уха Антеозавра показало, что они не были неуклюжими хищниками, а повадками скорее напоминали современного медведя.
Когда синапсиды разделились с рептилиями, они выбрали более выигрышную на тот момент стратегию, не покрыв кожу чешуёй и оставив у поверхности все выделительные железы. Именно из желёз формируются чувствительные вибриссы. Другие железы становятся потовыми и активно участвуют в процессе терморегуляции.
Некоторую переходную форму между теплокровностью и холоднокровностью, по-видимому имели уже представители предковой группы терапсид - Сфенокодонтов. Но поддерживали её либо инерциально (не успевали сильно остыть ночью, а днём снова нагревались) либо при помощи специальных ферментов.
Для уменьшения потери тепла звероящеры пошли по тому же пути, что и их потомки - бегемоты через миллионы лет: увеличение объёма тела при уменьшении площади. Хвост постепенно укорачивается, ноги от рептилийного расположения, сводятся ближе и так же укорачиваются. Эту стратегию выбрали крупные звероящеры. Например, эстеменозухи.
Сближению ног так же способствовал и стиль передвижения, техника бега была не как у современных варанов или ящериц, а вполне себе похожа на галоп.
А вот для относительно мелких животных выгодно было развить шерсть (предполагается, что первая шерсть возникла как разрастания вибрисс из тех же желёз). Это приобретение оказалось очень удачным - потери тепла ночью значительно меньше, а днём между шерстинками возникали воздушные мешки, не позволяя животному перегреться. Сальные железы пропитывали шерсть, не давая промокнуть под дождём. Первые следы шерсти в палеонтологической летописи появляются в позднепермском периоде.
Чем так хороша теплокровность? Тем, что жизнедеятельность не привязана к условиям внешней среды и теплокровные одинаково активны как ночью так и днём.
Пока холоднокровное прогревает себя после ночи, теплокровное вполне себе способно его съесть. Естественный отбор запущен. Но плата за это - огромные энергозатраты (на поддержание температуры тела млекопитающие расходуют до 90% потребляемой пищи).
Поэтому совершенно необходимо усовершенствовать челюстной аппарат. Изученные копролиты (окаменелые экскременты) пермских звероящеров показали, что усваивали пищу они хуже, чем современные им архозавры (предки динозавров и крокодилов). Для улучшения пищеварения очевидно необходимо пищу жевать, чему тетраподы постепенно и учатся. На этом же этапе происходит диверсификация зубов - появляются клыки и заклыковые жевательные зубы.
Интересный момент у звероящеров со слухом. Наши слуховые кости - это бывшие косточки челюсти амфибий и рептилиоморфов. Первые звероящеры лучше слышали челюстью, приложив её к земле. У терапсид кости уже начинают "уезжать" вверх от челюсти, но некоторые исследования показывают, что лучше всего терапсиды слышали собственное жевание.
И самым сложноотслеживаемым моментом является переквалификация некоторых потовых желёз в млечные. Первое "протомолоко" выделялось на всей поверхности живота (как у современных утконосов) и просто слизывалось детёнышами. Когда и кто решился первым остаться рядом с яйцами неизвестно, но например уже для примитивных представителей Тапиноцефалов предполагается наличие стада. А где стадо там могут быть разновозрастные особи.
Все перечисленные признаки возникали в разное время у тех или иных групп звероящеров независимо. Но все признаки млекопитающего "собираются" у представителей подотряда Цинодонты. Подобно современным однопроходным (утконос и ехидна) они были яйцекладущими, хотя некоторые смелые исследователи предполагают и наличие живорождения (по наличию сумчатых костей, но как Вы узнаете из 3 части сумчатые кости ещё не гарантия живорождения).
Строение носовых проходов предполагает наличие развитого обоняния и теплокровности.
Цинодонты успешно пережили пермь-триассовое вымирание, но столкнулись с расцветающей группой архозавров, представители которой - динозавры, захватили планету в Мезозое. Одной из причин рассвета архозавров можно считать тёплый климат. В начале статьи я упоминала, что для развития теплокровности - звероящеры выбрали более выгодную стратегию. Но в Мезозое истинная теплокровность была ни к чему, благодаря климату, достаточно было и инерциальной (нагрев от среды). А при инерциальной теплокровности животное выигрывает, так как ему надо гораздо меньше пищи.
Наши предки вытеснены в мелкоразмерный класс, и за редким исключением, вынуждены прожить под землёй практически до самого конца Мелового периода.
А про то как от яиц и сумки перейти к плаценте в следующей 3 части. Спасибо за внимание. Ссылка на 1 часть.