Новогодний фильм, хуже, чем «Чародеи»? Неужели такое бывает?
Фильм «Эта весёлая планета» совершенно точно не является шедевром, любимым миллионами. Он не растаскан на цитаты, его не показывают по ТВ каждые праздники. Мало того, этот фильм некоторыми людьми используется в качестве плохого примера, жупела. Во время недавнего обсуждения фильма «Чародеи» один комментатор согласился со мной, что фильм не очень, но все же не такой плохой, как «Эта весёлая планета».
Я смутно помнил этот фильм с детства: какой-то праздник, какие-то инопланетяне в шлемах, похожих на аквариумы (в моем детском саду был такой). Это всё. Никаких положительных эмоций и ассоциаций. Стало интересно, действительно ли «Эта весёлая планета» настолько плох? На днях пересмотрел.
Визуальная часть
Первое, на что обращаешь внимание, хоть и не самое главное. Как минимум, визуально «Эта весёлая планета» неплох, во всяком случае, гораздо лучше серых и унылых «Чародеев». Даже ничем не примечательное помещение ДК, где происходит почти все действие, явно снятое в павильоне, смотрится гораздо лучше серых коридоров НИИ НУИНУ из «Чародеев».
Нарисованные спецэффекты с приземлением тарелки инопланетян тоже смотрятся вполне приемлемо, точно не хуже, чем в «Чародеях», особенно если учитывать, что «Эта весёлая планета» на девять лет старше.
Фильм снят в 1973 году, но по манере съёмки и цветовой гамме это типичный фильм 60-х. Не знаю, когда наступил тот момент, когда жизнерадостность и оптимизм фильмов шестидесятых сменился меланхолией, серостью и нарастающим цинизмом фильмов семидесятых, но точно, ещё не в 1973 году. В этот же год вышли, например, «Иван Васильевич меняет профессию», «Москва — Кассиопея», «Невероятные приключения итальянцев в России».
Жанр фильма
Первые минут десять я был уверен, что смотрю фантастику, поэтому был настроен весьма критически, то и дело замечая всякие несуразности сюжета и поведения героев.
Инопланетяне, технически развитая сверхраса, путешествующая по разным планетам, посещает в исследовательских целях нашу. Они приземляются в лесу, в трёх километрах от большого города и гадают, есть ли разумная жизнь на планете. Пардон, а они разве не наблюдали при посадке ярко освещённого города, движение транспорта, что само по себе свидетельствует о наличии цивилизации? Дальше они принимают сову за разумное существо, но почему-то встреченных в городе людей в карнавальных костюмах считают «разнообразной фауной». Вроде бы, люди выглядят точно также, как и они, такие же гуманоиды. Две ноги, две руки, голова. Концепция одежды инопланетянам знакома — они сами носят одежду. Что за детский сад, ей богу. А зачем нужны эти странные шлемы с большим отверстием напротив лица, если они ни от чего не защищают?
После того, как наши инопланетяне добрались до ДК, где жизнерадостные, в духе эпохи шестидесятых, «физики и лирики» из ближайшего НИИ празднуют Новый год, вопросы отпали. Для меня стало очевидным, что данный фильм не является фантастикой, да и по большому счёту, драматическим произведением.
Конечно же, «Эта весёлая планета» считается комедией, но фактически, это даже не мюзикл, это всего лишь киноверсия развлекательной телепередачи, такой себе альтернативный «Голубой огонёк» 1973 года.
Сюжет фильма
Сюжет фильма фактически отсутствует. Там, по большому счёту, ничего не происходит, нет интриги, всё действие происходит как раз в первые десять минут, пока не начался концерт в ДК. Инопланетяне прилетели на планету, пришли на карнавальное празднование Нового года, попели, поплясали вместе с местными, улетели. Вот и всё. Есть линия персонажа, астронома-любителя, который пытается безуспешно рассказать присутствующим про инопланетян, ему никто не верит, это ни к чему не приводит.
Фильм «Эта весёлая планета» совсем напрасно сравнивают с «Карнавальной ночью». В последнем был комедийный сюжет. Была интрига, был конфликт. Группа молодёжи пыталась, преодолевая разнообразныетрудности, провести праздник по-своему, вопреки косному «старорежимному» начальнику. Все музыкальные номера служили фоном этим событиям. В «Этой весёлой планете» все строго наоборот.
Центральное место фильма занимают музыкальные номера, песни и танцы. Всё остальное — глубоко второстепенно, это всего лишь подводки к номерам. Всё, как в обычном «Голубом огоньке».
Каждого героя фильма можно без ущерба заменить на любого другого. Вместо инопланетян могли быть иностранцы, попаданцы из прошлого или будущего, восставшие мертвецы, жители отдалённого горного аула, да кто угодно.
Есть пара ведущих, герои Крачковской и Вокача. Они обмениваются короткими репликами, иногда сами выходят на сцену с номерами, словно какие-нибудь Лазарев с Басковым.
Между музыкальными номерами нет сцен, в которых что-то происходит, в которых есть действие, продвигающее сюжет вперёд, есть важные для сюжета диалоги. Нет, вместо этого типичные для телеконцерта коротенькие репризы, пара фраз, в качестве подводки к следующему номеру либо перебивки между номерами. В принципе, можно было бы легко, без ущерба для фильма и сюжета, менять их местами, запускать в другом порядке, менять текст. Это никак бы не повлияло на окончательный результат.
Кстати, среди этих реприз были и довольно смешные, комедия, всё-таки, я даже два раза смеялся в голос. Оба раза шутки были про алкоголь. Такое у меня чувство юмора. Для сравнения, в «Чародеях», тоже как бы комедии, смешного не было в принципе ничего, кроме злоключений Гостя с юга и эпизода про скатерть-самобранку.
Музыкальные номера
Музыкальные номера в фильме вполне на уровне. Местами похоже на заводскую самодеятельность, что вполне нормально для жанра. Давид Тухманов ничем не хуже Евгения Крылатова, который был композитором в «Чародеях». Песни как песни. Когда их исполняют актёры, похоже на современный концерт наподобие «Аншлага» имени Дубинушки Рыговицкой, где всякие люди со скромными вокальными данными в шутку перепевают известные песни. Ну, типа, Ефим Шифрин, Евгений Петросян, Геннадий «Пускатель» Ветров.
Когда вместо актёров за кадром пели профессиональные певцы, слишком бросается в глаза, что актёры только открывают рот. Убедительное пение под фонограмму это тоже своего рода искусство, не каждый может.
Лучший момент концерта — когда внезапно открылись двери и в зал вышли «Песняры» собственной персоной, в роли самих себя. В этот момент я понял, чего на самом деле не хватает «Этой весёлой планете». Нет, не сложного и проработанного комедийного сюжета, кино не про это совсем. Фильм был бы гораздо удачнее и более любимым народом, если бы в нем было поменьше всякой самодеятельности с балетом, а побольше реальных звёзд того времени с реальными хитами. Не хватает Магомаева, Хиля, Ободзинского, и так далее, не вполне владею информацией, кто именно был на гребне популярности в СССР в 1973 году.
Игра и подбор актёров
В целом, в фильме обычный для советских комедий уровень актёрской игры, другое дело, что играть там актёрам особо нечего. Мне не очень понравился Леонид Куравлев в роли инопланетянина. По идее, в начале фильма он также должен был быть таким же безэмоциональным «человеком-роботом», как и его коллеги по экипажу, а он выглядит вполне человечным рубахой-парнем, типа Афони из одноимённого фильма.
Очень противоречивые чувства вызвал Савелий Крамаров. Как-то особенно резко бросилось в глаза именно в этом фильме, что он был вынужден играть одного и того же персонажа в каждой своей роли. Те же ужимки, те же позы, та же лёгкая придурковатость, тот же косой взгляд из-за выступающего носа, то же восклицание «Во даёт!», кочующее из картины в картину. Он точно такой же, как в «Афоне», как в «Большой перемене», в «Неуловимых мстителях», да как везде. Не удивительно, что Крамаров бросил вроде бы успешную карьеру, всенародную популярность и эмигрировал в США. Представляю, какой пыткой для талантливого человека было быть загнанным в узкие рамки фактически одной роли. В каждом фильме играть одну и ту же роль.
Однако, если абстрагироваться от этих печальных мыслей, то в «Этой весёлой планете» Крамаров вполне органичен.
Выводы
Если осознать, что «Эта весёлая планета» не фантастика, не комедия в прямом смысле, а всего лишь киноверсия «Голубого огонька», то этот фильм вполне можно смотреть, он совсем неплох. Особенно, если делать это во время новогоднего застолья. И уж совершенно точно, этот фильм никак не хуже «Чародеев», ни в музыкальном, ни, тем более, в визуальном аспекте. Он яркий, весёлый, позитивный, не затянутый. Там нет никакой истории, над которой можно задумываться или смеяться, нет героев, которым можно сопереживать, ничего особо не происходит, но при этом смотреть его не скучно. Люди в кадре просто празднуют Новый год и беззаботно веселятся. Веселись вместе с ними, зритель.