Найти тему
Об этом не говорят

Послушаем мнение Китая о военном союзе и сотрудничестве с Россией

После того, как глава МИД России Сергей Лавров дал более, чем чёткое определение российско-китайского сотрудничества, стоит послушать и китайскую сторону о том, как Пекин воспринимает и видит Россию и взаимодействие наших двух стран.

Глава МИД России сказал вполне недвусмысленно, что никакого традиционного военно-политического союза между Россией и Китаем нет и не будет. Даже добавить нечего. Но часть читателей и критиков увидели в этом заявлении, что отношения наших двух стран в военной сфере и военная координация двух стран уже даже лучше, чем сейчас координация в ОДКБ.

На мой взгляд, стоит заслушать позицию ещё с той стороны. То есть дать слово послу Китая в России Чжан Ханьхуэ. Благо, он в конце 2021 года дал обширное интервью в письменном виде, где очень подробно высказался на тему российско-китайских отношений.

Однако, буду максимально откровенен. В лучших традициях Востока, это интервью насыщено значительным количеством различных высокопарных слов о сотрудничестве, о её масштабах и тому подобному.

Вместе с тем есть два очень важных нюанса, которые бросаются в глаза.

Первое. Во всём огромном интервью ни разу не говориться о военном сотрудничестве двух стран и об углублении этого самого сотрудничества. Ни разу.

Второе. Китай воспринимает Россию исключительно как поставщика сырьевых ресурсов. И никак иначе:

В настоящее время Россия стабильно занимает первое место в китайском импорте энергоносителей, второе место в импорте сырой нефти и первое место в импорте электроэнергии, а Китай является крупнейшим торговым партнёром России, крупнейшим покупателем российской говядины и так далее. Продолжается раскрытие огромного потенциала экономической взаимодополняемости и устойчивости двух сторон в экономических и торговых отношениях.

Ни слова о развитии сотрудничества в переработке, что Россия Китаю предлагает по разным направлениям. Ни одного. И указание на "взаимодополняемость" сторон. То есть если Китай - это общепризнанная мировая фабрика, то Россия, соответственно, поставщик ресурсов для неё и не больше в понимании Пекина. А поставщик сырья в современной мире априори не является ровней производителю. То есть отношение Пекина к Москве как к "младшему" между строк читается легко.

Потом есть пара реверансов в сторону развития "качественной торговли", со ссылками на экспортные выставки, а не на конкретные совместные высокотехнологические проекты и тому подобное. И упор делается именно на торговлю.

Можно предположить, что мне не удалось вычитать ничего про сотрудничество стран в военной сфере, так как мне может быть не понятен дипломатический язык.

Однако, китайский эксперт - ни много, ни мало, а целый исполнительный директор Института стратегического сотрудничества между Китаем и Россией при Университете Цинхуа (ИССКР) - Ван Ци прямо указала, что в словах посла Китая в России было сказано следующее о сотрудничестве двух стран:

Ответ посла Чжан Ханьхуэя соответствует шести ключевым словам, а именно: экономическое сотрудничество, финансовая система, санкции США, здоровое сообщество, сообщество единой судьбы человечества, красота и общность. Китай и Россия являются естественными соседями и мировыми державами.

И ни слова о военном сотрудничестве. Или военно-техническом и тому подобном.

Таким образом, получается, что Китай по заветам Мао Цзедуна, планирует выступить в виде мудрой обезьяны, которая будет сидеть на горе и наблюдать, как в долине дерутся два тигра. А потом получить из этого максимум своей выгоды.

Правда только в том, что Россия не стремиться одной из первых серьёзно законфликтовать со своими противниками, чтобы максимум прибыли от этого получили третьи страны. Москве как раз очень интересно было бы самой на этот раз выступить в роли стороннего наблюдателя. И получить максимум выгоды.