Сегодня Россия играет на трёх струнах, находясь в гармонии с консерваторами США.
- Изоляционизм.
- Антиинтеллектуализм.
- Отсутствие либерализма.
По мере того как центр мировой экономики смещается в Тихий океан, смещаются и американские глобальные приоритеты. Европа медленно исчезает с радаров, а Китай становится всё важнее.
Не будучи больше единственным экономическим центром, Америка должна сосредоточиться. Предложение президента Путина касается этого: «отдайте нам Европу, а мы дадим вам передышку, чтобы позаботиться о Китае».
Однако это далеко не антикитайский альянс. Это сводит с ума. Почему две крупнейшие белые христианские нации не могут быть лучшими друзьями против новой возникающей угрозы? «Убирайтесь из Европы», — говорит Кремль. «Европейцы всё равно неблагодарные. И опять-таки, огромная экономия». Взгляд президента Путина на мир как на антагонистическую игру «с нулевой суммой» затрагивает некоторые важные струны в душах американских консерваторов.
Защита периметра — гораздо более простая задача, чем открытие новых горизонтов. «Ценности» абстрактны, причудливы и дороги. В отличие от этого, обнаружение и отражение входящих угроз — это хардкорный, практический и серьёзный подход. Вот почему «реалисты» так часто являются «теми, кто понимает Путина». Вся логика Путина сосредоточена на обеспечении своей власти на неопределенный срок, и ни на чём другом.
Тогда давайте по-старому, говорит Кремль. «Сферы влияния? Вы, американцы, держите свой периметр на своем заднем дворе, а мы будем делать это на своём. Атлантика была бы хорошей границей».
На памяти нашего поколения прогрессистов дважды уничтожали в России. Во-первых, когда в начале 1990-х провалился марксистский проект. А потом Путин решил, что либеральная демократия токсична для России — каких-то 15 лет назад.
Теперь цвет российского политического класса — глубокий консервативный синий. «Реформы» — запретное слово в словаре Путина. «Либерал» — оскорбление, а «революция» — экстремизм. Все новые законы находятся в парадигме «защиты традиционных ценностей».
Это должно быть сладкой музыкой для тех американцев, которые настороженно относятся к «борцам за социальную справедливость», государствам-активистам, шумным меньшинствам и культуре остракизма. Кто-то должен приструнить бессовестных прогрессистов. И президент Путин, похоже, намного опережает в этом Америку.
Ядром путинизма является этатизм, как это всегда было в нашей стране. В сочетании с кипящей ненавистью к бездушному, помешанному на деньгах Западу в наших низах это кажется непреодолимым препятствием на пути прочного союза между Россией и Америкой.
Америка — самая богатая нация из всех, если не считать тех, кто просто перебирает чужие деньги (Люксембург, Швейцария) или качает из-под земли нефть и другие крутые полезные ископаемые.
На протяжении большей части XX века Америка прокладывала путь в вещах, которые определяли весь остальной мир на десятилетия. Шоу-бизнес, опросы общественного мнения, феминизм, проектный менеджмент, крикливые меньшинства, претендующие на своё место под солнцем, «просачивающаяся вниз» экономика, генералы, носящие такую же форму, как и сержанты, президенты, целующие детей простолюдинов — всё это работает.
Сегодняшние Россия и Китай во многом копируют США, какими они были столетие назад, только без электоральной демократии. Что мы компенсируем множеством крутых устройств и круглосуточным наблюдением.
Итак, худшее, что есть в Америке: она показывает остальным народам, кем они станут в недалёком будущем. Как сказал Ошо: «Наступает момент, когда вы видите всю тщетность своих усилий».